Архитектура 19 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»
Основные направления архитектуры 19 века в России
Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.
Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.
Русская архитектура 19 в. также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.
Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге
Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.
При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.
Архитекторы 19 века
История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.
Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин. В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе. Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.
Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.
Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.
Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.
Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.
Направления архитектуры первой половины 19 века
В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них. Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.
Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.
Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.
Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.
Архитекторы первой половины 19 века
Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.
Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.
19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.
Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.
Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов. Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.
Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.
Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.
Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.
Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.
19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России. И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи. В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.
Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.
Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н. Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства. Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А. и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.
Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому. И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.
Известные архитекторы. Справочник кроссвордиста
3
Тон, Константин Андреевич – русский архитектор середины XIX века. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата Московского Кремля.
4
Бове, Осип Иванович – русский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель ампира. Участвовал в реконструкции Красной площади, в создании Театральной площади с Большим театром, Александровского сада, Триумфальных ворот и др.
Конь, Федор Савельевич – русский зодчий 2-й половины XVI века. Построил стены и башни Белого города в Москве.
Лево, Луи – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Разработал проекты парка в Версале и др.
Райт, Фрэнк Ллойд – американский архитектор XX века. Основоположник органической архитектуры.
5
Барма – русский зодчий XVI века. Создал совместно с Постником храм Василия Блаженного.
Бланк, Карл Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Представитель барокко и раннего классицизма. Участвовал в перестройке собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве усадьбы Кусково и др.
Гауди, Антонио – испанский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил церковь Саграда Фамилия в Барселоне и др.
Иктин – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э. Построил храм Аполлона, совместно с Калликратом—Парфенон и др.
Иофан, Борис Михайлович – русский архитектор XX века. Построил санаторий в Барвихе, Дворец Советов в Москве и др.
Перре, Огюст – французский архитектор XX века. Один из первых применил железобетонные каркасные конструкции.
Перро, Клод – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Построил восточный фасад Лувра.
Тангэ, Кэндзо – японский архитектор XX века. Разработал проект Парка Мира в Хиросиме и др.
Тюрин, Евграф Дмитриевич – русский архитектор середины XIX века. Представитель позднего ампира. Перестроил ансамбль Нескучного дворца, построил новое здание университета и церкви при нем в Москве.
Фидий – древнегреческий архитектор 1-й половины V в. до н. э. Руководитель работ по украшению храма Парфенона.
Фомин, Иван Александрович – русский архитектор XX века. Построил дом общества «Динамо» и др.
Щусев, Алексей Викторович – русский архитектор XX века. Построил Мавзолей В.И. Ленина, Казанский вокзал и др.
6
Земцов, Михаил Григорьевич – русский архитектор первой половины XVIII века. Представитель раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце.
Леблон, Жан Батист Александр – французский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в Санкт-Петербурге. Участвовал в планировке и строительстве Санкт-Петербурга, Петергофа и др.
Персье, Шарль – французский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил арку на площади Каррузель в Париже и др.
Скопас – древнегреческий архитектор IV в. до н. э.
Солари, Пьетро Антонио – итальянский архитектор 2-й половины XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Старов, Иван Евгеньевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель классицизма. Построил Таврический дворец, Троицкий собор Александоро-Невской лавры.
Стасов, Василий Петрович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. По его проектам были построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы и др.
Фрязин, Марк – итальянский архитектор XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Шервуд, Владимир Осипович – русский архитектор 2-й половины XIX века. Представитель эклектизма. Построил Исторический музей в Москве и др.
Шлютер, Андреас – немецкий архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Представитель барокко. Построил Городской дворец в Берлине и др.
Эйфель, Александр Гюстав – французский инженер конца XIX – начала XX веков. Построил башню в Париже, названную его именем, и др.
7
Баженов, Василий Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Один из основоположников русского классицизма. Разработал проект реконструкции Кремля, спроектировал дом Пашкова, Михайловский замок в Санкт-Петербурге и др.
Бернини, Лоренцо – итальянский архитектор 1-й половины XVII века. Представитель барокко. Разработал проект колоннады площади собора св. Петра.
Виньола, Джакомо да – итальянский архитектор XVI века. Построил дворец Фарнезе в Капрароле, церковь Иль Джезу в Риме и др.
Гропиус, Вальтер – немецкий архитектор XX века. Основоположник функционализма.
Жилярди, Доменико – итальянский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель стиля ампир. Работал в России. После пожара в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки и др.
Захаров, Андреян Дмитреевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, собора в Кронштадте и др.
Казаков, Матвей Федорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Один из основоположников русского классицизма. Построил Сенат в Кремле, дом-усадьбу Демидова, Петровский дворец и др.
Камерон, Чарлз – шотландский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Разработал проект комплекса «Висячего сада», «Агатовых комнат», «Холодных бань» и «Камероновой галереи» в Царском Селе.
Мадерна, Карло – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель барокко. Построил церковь Санта-Сусанна и новый фасад собора св. Петра в Риме.
Мнесикл – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э.
Построил Пропилеи на афинском Акрополе. Постник – русский архитектор середины XVI века. Построил храм Василия Блаженного.
Трезини, Доменико – швейцарский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в России. Представитель раннего барокко. Построил дворец Петра I, собор Петропавловской крепости и др.
Фонтана, Доменико – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель раннего барокко. Разработал план реконструкции Рима.
8
Браманте, Донато – итальянский архитектор конца XV – начала XVI веков. Представитель Высокого Возрождения. Построил церковь Санта-Мария в Милане и др.
Габриель, Жак Анж – французский архитектор XVIII века. Представитель классицизма. Разработал проект площади Согласия в Париже и др.
Гинзбург, Моисей Яковлевич – русский архитектор XX века. Представитель конструктивизма. Разработал проекты жилых домов в Москве.
Кваренги, Джакомо – итальянский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Построил Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр и др.
Лисицкий, Лазарь Маркович – русский архитектор XX века. Разработал проекты высотных домов. Палладио, Андреа – итальянский архитектор XVI века. Представитель Позднего Возрождения. Построил палаццо Кьерикати в Виченце и др.
Поликлет (Младший) – древнегреческий архитектор IV в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу.
Ринальди, Антонио – итальянский архитектор XVIII века. Построил павильон «Катальная горка», мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине.
Салливен, Луис – американский архитектор XX века. Разработал конструкцию высотного здания.
9
Аполлодор (Дамасский) – римский архитектор II в. н. э. Построил форум Траяна, одеон, цирк и термы Траяна в Риме.
Воронихин, Андрей Никифорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. Построил Казанский собор, Горный институт в Санкт-Петербурге.
Гельфрейх, Владимир Георгиевич – русский архитектор XX века. Построил новое здание Российского государственного банка в Москве, драматический театр в Ростове-на-Дону и др.
Калликрат – древнегреческий архитектор V в. до н. э. Построил Парфенон и храм Нике Аптерос.
Кокоринов, Александр Филиппович – русский архитектор середины XVIII века, первый директор Академии художеств. Участвовал в строительстве здания Академии художеств.
Монферран, Август Августович – российский архитектор 1-й половины XIX века, французского происхождения. Представитель позднего классицизма. Построил Исаакиевский собор, Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Растрелли, Варфоломей – российский архитектор XVII века, итальянского происхождения. Построил Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе и др.
10
Жолтовский, Иван Владимирович – русский архитектор XX века. Один из авторов плана реконструкции Москвы в 20-е годы. Построил здание Госбанка, жилые дома в Москве.
Мендельзон, Эрих – немецкий архитектор XX века. Построил Башню Энштейна в Потсдаме.
Померанцев, Александр Никонович – русский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) в Москве.
11
Брунеллески, Филиппо – итальянский архитектор XV века. Один из создателей архитектуры Возрождения. Разработал проект купола собора Санта-Мария дель Фьоре, капеллу Пацци во Флоренции и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Список архитекторов XIX века — это… Что такое Список архитекторов XIX века?
- Список архитекторов XIX века
- Виолле-ле-Дюк, Эжен Эммануэль — французский архитектор, реставратор, автор трудов по теории и истории архитектуры.
- Канина, Луиджи — итальянский архитектор и археолог
- Кейперс, Питер — голландский архитектор
- Конибер, Генри — английский инженер и архитектор
- Крелле, Август Леопольд — немецкий математик и архитектор
- Лангганс, Карл Фердинанд — прусский архитектор
- Ланге, Людвиг — немецкий художник и архитектор
- Ланге, Эмиль — немецкий художник и архитектор
- Маевский, Карл Яковлевич — русский инженер-архитектор
- Ниссельсон, Александр Ефремович— русский художник-архитектор
- Монферран, Огюст — французский и русский архитектор
- Подчашинский, Кароль — представитель классицизма, профессор Виленского университета
- Тон, Константин Андреевич — русский архитектор
- Кваст, Александр-Фердинанд — немецкий археолог и архитектор
- Кленце, Лео фон — немецкий архитектор, художник и писатель
- Цвирнер, Эрнст Фридрих — немецкий архитектор
- Шинкель, Карл Фридрих — немецкий архитектор и художник, лидер немецкого «романтического историзма»
- Списки архитекторов
Wikimedia Foundation. 2010.
- Список архитекторов XIV века
- Список архитекторов XVIII века
Смотреть что такое «Список архитекторов XIX века» в других словарях:
Архитекторы Санкт-Петербурга — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2019; проверки требует 1 правка.Это список зодчих (архитекторов и инженеров-строителей), на протяжении трёх веков создававших облик Санкт-Петербурга.
- Абросимов, Павел Васильевич (1900—1961)
- Адамини, Антонио Агостино (Антон Устинович) (1792—1846)
- Адамини, Доменико (Дементий Фомич) (1792—1860) — автор дома Адамини (набережная реки Мойки, 1 / Марсово поле, 7 / Аптекарский переулок, 8)
- Адамини, Леоне (Лев Фомич) (1789—1854)
- Адамини, Томмазо (Фома Леонтьевич) (1764—1828)
- Аккерман, Август Иванович (1837—1903)
- Александров, Георгий Иванович (1909—1959)
- Алёшин, Павел Федотович (1881—1961)
- Андреев, Александр Яковлевич (1794—1878)
- Андросов, Василий Михайлович (1872—?)
- Анерт, Эдуард Христианович (1790—1848)
- Аникин, Евгений Евграфович (1826—1889)
- Аплаксин, Андрей Петрович (1879—1931)
- Апостол, Николай Илларионович (1945 — 2002)
- Апостол, Филипп Николаевич (род. 1972)
- Апышков, Владимир Петрович (1871—1939)
- Аргунов, Фёдор Семёнович (1732—1768)
- Арешев, Пётр Артемьевич (1915—1976)
- Аристов, Николай Матвеевич (?—?)
- Архангельский, Николай Александрович (1862—после 1917)
- Асс, Леонид Евгеньевич (1907—1980)
- Афонченко, Александр Алексеевич (1907—1975)
- Ашемур, Альфред Александрович (1835—после 1892)
- Баженов, Василий Иванович[1] (1737 или 1738—1799)
- Балинский, Антонин Иванович (1862—1913)
- Балинский, Пётр Иванович (1861—1925)
- Баниге, Владимир Сергеевич (1905—1973)
- Баниге, Сергей Владимирович (1862—1926)
- Баранкеев, Василий Иванович (1850—1902)
- Баранкеев, Сергей Александрович (1854—1917)
- Баранов, Николай Варфоломеевич (1909—1989)
- Баранов, Николай Николаевич (род. 1935)
- Барановский, Гавриил Васильевич (1860—1920)
- Бардт, Траугот Яковлевич (1873—1942)
- Барутчев, Армен Константинович (1904—1976)
- Барышников, Александр Александрович (1877—1924)
- Басин, Николай Петрович (1845—1917)
- Батуев, Пётр Николаевич (1872—?)
- Баумгартен, Евгений Евгеньевич (1867—1919)
- Баур, Фридрих Вильгельм (Фёдор Виллимович) (1731—1783)
- Бах, Александр Романович (1853—1937)
- Бах, Евгений Романович (1861—1906)
- Бахман, Лев Исаакович (1830—1894)
- Башмаков, Михаил Алексеевич (1708—1780-е)
- Безпалов, Иннокентий Фёдорович (1877—1959)
- Беккер, Николай Фёдорович (1838—после 1917)
- Бекман, Фёдор Фёдорович (1821—1881)
- Белобородов, Андрей Яковлевич (1886—1965)
- Белов, Виктор Фёдорович (1911—1968)
- Белогруд, Андрей Евгеньевич (1875—1933)
- Беляев, Сергей Васильевич (1871—1945)
- Беляков, Семён Матвеевич (1871—1912)
- Бенуа, Альберт Николаевич (1852—1936)
- Бенуа, Леонтий Николаевич (1856—1928)
- Бенуа, Михаил Константинович (1912—1955)
- Бенуа, Николай Леонтьевич (1813—1898)
- Бенуа, Юлий Юльевич (1852—1929)
- Беренс, Петер (1868—1940)
- Беретти, Викентий Иванович (1781—1842)
- Берзен, Ричард Андреевич (1868—1958)
- Берлин, Абрам Лейбович (1877—1952)
- Бернардацци, Александр Александрович (1871—после 1921)
- Бернгард, Вильгельм Рудольфович (1856—1909)
- Бернгард, Рудольф Богданович (1819—1887)
- Бертельс Андрей (Генрих) Андреевич (1841—1903)
- Бетанкур, Августин Августинович (1758—1824)
- Бикарюков, Ефим Севастьянович (ок. 1860—1913)
- Бланк, Иван Яковлевич (Иоганн Фридрих)[1] (1708—1745)
- Бобров, Виктор Никанорович (1864—1935)
- Богданович, Борис Петрович (род. 1951)
- Богомолов, Иван Семёнович (1841—1886)
- Богусский, Леон Вильгельмович (?—?)
- Болос, Харман ван (1689—1764)
- Болотов, Андрей Михайлович (1801—1854)
- Бонштедт, Людвиг Людвигович (Любим Любимович) (нем. Ludwig Bohnstedt; 1822—1885), de
- Боссе, Гаральд Юлиус (Юлий Андреевич, Гаральд Андреевич, Гаральд Эрнестович, нем. Harald Julius von Bosse; 1812—1894)
- Боссе, Гаральд Гаральдович (1841—1882) — сын Г. Ю. Боссе.
- Боткин, Борис Яковлевич (1877—?)
- Бочаров, Александр Дмитриевич (1919—2000)
- Брандт, Карл Иванович (1810—1882)
- Браун, Фёдор Иванович (1799—1862)
- Браунштейн, Иоганн Фридрих[1] (ок. 1680—после 1728)
- Бренна, Винченцо[1] (Викентий, Винцент или Виктор Францевич; 1747—1818)
- Бржозовский, Станислав Антонович (1863—1930-е)
- Бржостовский, Болеслав Антонович (1854—1899)
- Бровкин, Николай Фёдорович (1916—1986)
- Брод, Зоя Осиповна (1907—1972)
- Бродович, Николай Степанович (1881—не ранее 1930-х)
- Бруни, Александр Константинович (1825—1915)
- Бруни, Юлий Фёдорович (1843—1911)
- Брюллов, Александр Павлович (1798—1877)
- Брюллов, Николай Фёдорович (1826—1885)
- Бубырь, Алексей Фёдорович (1876—1919)
- Буланов, Иван Иудович (1830—1893)
- Булдаков, Геннадий Никанорович (1924—1990)
- Бульери Людвиг Эдмундович (Фёдорович) (втор. пол. XIX в.)
- Бульмеринг, Карл Карлович (1820—1888)
- Бурышкин, Давид Петрович (1890—1959)
- Бухаев, Вячеслав Борисович (род. 1946)
- Буятти, Георгий (1810—1882)
- Вайтенс, Андрей Петрович (1878—1940)
- Вакс, Иосиф Александрович (1899—1986)
- Валлен-Деламот, Жан Батист Мишель[1] (1729—1800)
- Ван-дер-Гюхт, Вильгельм Иванович (1876— 1943?)
- Варнек, Иван Александрович (1819—1877)
- Васильев, Александр Викторович (1913—1976)
- Васильев, Николай Васильевич (1875—1941)
- Васильковский, Владимир Сергеевич (1921—2002)
- Васильковский, Сергей Владимирович (1892—1960)
- Великанов, Александр Петрович (1900—1955)
- Вендрамини, Лев Францевич (1812—1857)
- Вергейм, Карл Карлович (1837—1911)
- Вергейм, Эдуард Карлович (1842—1898)
- Видов, Александр Фомич (1829—1896)
- Виноградов, Пётр Андреевич (1863—?)
- Винтергальтер, Георгий (Егор) Иванович (1822—1894)
- Винтергальтер, Фома Иванович (до 1845—после1880)
- Виррих, Эрнест Францевич (1860—после 1949)
- Висконти, Давид Иванович (1772—1838)
- Висневский, Павел Павлович (1862—?)
- Вист, Александр Францевич[1] (1722—1794)
- Витберг, Александр Лаврентьевич (1787—1855)
- Владовский, Александр Игнатьевич (1876—1950)
- Войневич, Генрих Викторович (1853—1913)
- Войницкий, Генрих Станиславович (1833—не ранее 1900)
- Волков, Фёдор Иванович (1755—1803)
- Володихин, Иван Петрович (1872—после 1927)
- Воронихин, Андрей Никифорович[1] (1759—1814)
- Воротилов, Евграф Сергеевич (1837—1910)
- Всеславин, Александр Александрович (1864—1916)
- Высоцкий, Николай Павлович (1831—1907)
- Габе, Руфин Михайлович (1875—1939)
- Габерцетель, Фёдор Иванович (1832—1909)
- Газельмейер, Николай Александрович (1820 — после 1877)
- Гаккель, Николай Августович (1831—1900)
- Галензовский, Стефан Петрович (1863—после 1922)
- Гальперин, Владимир Михайлович (1898—1971)
- Гальперин, Леонид Юльевич (1907—1995)
- Ган, Самуил Богданович фон (1818—1861)
- Ган, Эдуард (Евграф) Львович (1817—1891)
- Гартман, Виктор Александрович (1834—1873)
- Гартман, Владимир Александрович (1873—?)
- Гаугер, Вильгельм Карлович (1847—1937)
- Гевирц, Яков Германович (1879—1942)
- Гегелло, Александр Иванович (1891—1965)
- Гедике, Роберт Андреевич (1829—1910)
- Гейслер, Михаил Фёдорович (1861—1930)
- Геккер, Василий (Вильгельм) Фёдорович (1828—1902)
- Гельфрейх, Владимир Георгиевич (1885—1967)
- Гемилиан, Александр Петрович (1811—1881)
- Генрихсен, Роман Романович (1818—1883)
- Герасимов, Евгений Львович (род. 1960)
- Гербель, Николай Фёдорович (нем. Nicolaus Friedrich Harbel; 16??—1724)
- Гесте, Вильям (Василий Иванович, англ. William Hastie, 1763—1832)
- Гешвенд, Александр Романович (1833—1905)
- Гилев, Пётр Иванович (1859—1914)
- Гильтер, Исидор Альбертович (1902—1973)
- Гимпель, Александр Александрович (1859—1922)
- Гингер, Сергей Григорьевич (1870—1937)
- Гиппиус, Отто Густавович (1826—1883)
- Гиршович, Борис Ионович (1858—1911)
- Глинка, Василий Алексеевич (1790—1831)[2]
- Гоген, Александр Иванович (фон Гоген) (1856—1914)
- Голи, Густав Густавович фон (1861—1920)
- Голосуев, Агурьян Киприанович (?—?)
- Голынкин, Олег Борисович (род. 1919)
- Гольдгор, Давид Семёнович (1912—1982)
- Гольм, Александр Львович (1844—1892)
- Гонцкевич, Евгений Иосифович (1876—1956)
- Горбунов, Антон Кириллович (1850—?)
- Горностаев, Алексей Максимович (1808—1862)
- Горностаев, Иван Иванович (1821—1874)
- Гофман, Мартин Людвиг (1714—1788)
- Гребёнка, Николай Павлович (1819—1880)
- Гречанников, Александр Александрович (1877—не ранее 1950-х)
- Гримм, Герман Давидович (1865—1942)
- Гримм, Давид Иванович (1823—1898)
- Грубе, Артур Александрович (1874—1942)
- Грушецкий, Евгений Николаевич (1874—1918?)
- Гун, Андрей Леонтьевич (1841—1924)
- Гунст, Александр Иванович (1862—1938)
- Гурьев, Олег Иванович (1912—1986)
- Гуслистый, Борис Фёдорович (1871—1915)
- Густавсон, Эрих Александрович (1874—?)
- Даугуль, Валентин Георгиевич (1900—1941)
- Демерцов, Фёдор Иванович (1762—1823)
- Демикелли, Иосиф Иванович (?—?)
- Демков, Николай Фёдорович (1894—1941)
- Диммерт, Егор Иванович (1788—1856)
- Дитрих, Адам Иосифович (1866—1933)
- Долгинов, Иосиф Исаакович (1872—1943)
- Долотов, Александр Иванович (1841—1878)
- Долотов, Василий Петрович (1840—?)
- Дейнека (Дейнеко) Павел Петрович (1832—?)
- Дмитриев, Александр Иванович (1878—1959)
- Дмитриев, Григорий Дмитриевич (1714—1746)
- Дмитриев, Николай Всеволодович (1856—1918)
- Дюндин, Алексей Викторович (род. 1958) [1]
- Дютель, Юлий Осипович (Юлий Фредерик Иоганн) (1824—1908)
- Зазерский, Алексей Иванович (1876—1942)
- Зайцев, Дмитрий Дмитриевич (1849—после 1916)
- Залесский, Игнатий Павлович (1850—1909)
- Занфтлебен, Александр Фёдорович (нем. Alexander Gottlieb Friedrich Sanftleben; 1815—1881)
- Зарин, Сергей Ефимович (1870—1942)
- Зарудный, Иван Петрович (1670—1727)
- Захаров, Андреян (Адриан) Дмитриевич[1] (1761—1811)
- Зеленин, Валериан Николаевич (1853—1911)
- Земцов, Михаил Григорьевич[1] (1688—1743) — первый русский архитектор
- Земцов, Юрий Исаевич (род. 1936)
- Зограф, Агафон Антонович (1832—после 1910)
- Зонн, Борис Яковлевич (1864—1928)
- Кавос, Альберт Катеринович (1800—1863)
- Кавос, Цезарь Альбертович (1824—1883)
- Каменский, Валентин Александрович (1907—1975)
- Каменский, Николай Валентинович (1935—2001)
- Камерон, Чарлз[1] (1743—1812)
- Катонин, Евгений Иванович (1889—1984)
- Каценеленбоген, Тамара Давыдовна (1894—1976)
- Кваренги, Джакомо[1] (1744—1817)
- Квасов, Алексей Васильевич (1718—1772)
- Квасов, Андрей Васильевич (до 1720—после 1777)
- Кейзер, Андрей Карлович (1830—1899)
- Кенель, Александр Васильевич (1869—1918)
- Кенель, Василий Александрович (1834—1893)
- Киавери, Гаэтано, см. Кьявери
- Кирхоглани, Валериан Дмитриевич (1913—1994)
- Кирштенштейн, Вильгельм Адам (?—1705)
- Китнер, Иероним Севастьянович (1839—1929)
- Китнер, Максимилиан Иеронимович (1868—1942)
- Китнер, Ричард Иеронимович (1879—1961)
- Клевщинский, Антон Антонович (1845—1902)
- Кленце, Лео фон (1784—1864)
- Климов, Иван Иванович (1811—1883)
- Ковригин, Николай Николаевич (1831—1891)
- Ковшаров, Анатолий Иванович (1848—после 1917)
- Козак, Соломон Николаевич (1899—1944)
- Кокоринов, Александр Филиппович[1] (1729—1772)
- Коллинс, Владимир Эдуардович (1876—1951)
- Кольб, Александр Христофорович (1819—1887)
- Кольман, Александр Карлович (1812—1869)
- Кольман, Карл Карлович (1835—1889)
- Кондратьев, Михаил Николаевич (1879—1943)
- Конрад, Кристоф (1670-е—?)
- Конради, Ганс Вильгельм Людвигович (1882—1936)
- Корвин-Круковский, Василий Васильевич (1861—после 1916)
- Корвин-Круковский, Сергей Сергеевич (1874—1937)
- Коробов, Иван Кузьмич[1] (1700(1701, 1703 ?)—1747)
- Косяков, Василий Антонович (1862—1921)
- Косяков, Владимир Антонович (1866—1922)
- Косяков, Георгий Антонович (1872—1925)
- Котов, Леонид Васильевич (1877—?)
- Кракау, Александр Иванович (1817—1888)
- Краснопевков, Захар Филиппович (1788—1854)
- Красовский, Александр Фёдорович (1848—1918)
- Красовский, Аполлинарий Каэтанович (1817—1875)
- Красовский, Михаил Витольдович (1874—1939)
- Кричевский, Давид Львович (1892—1942)
- Кричинский, Степан Самойлович (1894—1923)
- Крыжановский, Дмитрий Андреевич (1871—1942)
- Крюгер, Эдуард Фёдорович (Эдуард Готлиб Фридрих; 1829—1897)[3]
- Крюгер, Фёдор Эдуардович (Фридрих Якоб Вильгельм; 1863—1921), сын архитектора Э. Ф. Крюгера[3]
- Крюгер, Эдуард Эдуардович (Эдуард Фридрих; 1857—1924), сын архитектора Э. Ф. Крюгера[3]
- Кузьмин, Роман Иванович (1811—1867)
- Курбатов, Олег Александрович (род. 1931)
- Кьявери, Гаэтано (итал. Gaetano Chiaveri; 1689—1770)[4]
Известные архитекторы. Краткий справочник необходимых знаний
Известные архитекторы
Баженов Василий Иванович (1737–1799) — русский архитектор эпохи классицизма (дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно).
Бекетов Алексей Николаевич (1862–1941) — украинский архитектор, академик Петербургской Академии художеств. В значительной мере сформировал архитектурный облик города Харькова, особенно Нагорного района, улиц Пушкинской, Мироносицкой и др.
Бове Осип Иванович (1784–1834) — известный русский архитектор (Александровский сад в Москве).
Браманте Донато (1444–1514) — итальянский архитектор эпохи Возрождения, один из основоположников стиля ренессанс в архитектуре (храм Темпиетто, собор Св. Петра в Риме).
Брунеллески Филиппо (1377–1446) — итальянский архитектор эпохи Возрождения, один из основоположников стиля ренессанс в архитектуре (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом во Флоренции).
Вазари Джордже (1511–1574) — итальянский архитектор и живописец эпохи Возрождения.
Витрувий ПоллионМаркус (I в. до н. э. — I в.н. э.) — римский архитектор и инженер. Создатель классических канонов архитектуры.
Воронихин Андрей Никифорович (1760–1814) — русский архитектор (Казанский собор в Санкт-Петербурге).
Гауди Антонио (1852–1926) — выдающийся испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.
Имхотеп (начало III тыс. до н. э.) — египетский архитектор, создатель первой каменной пирамиды (Джосера) и балочного перекрытия.
Казаков Матвей Федорович (1738–1812) — один из самых известных русских архитекторов (Московский университет, здание Дворянского собрания в Москве и др.).
Кваренги Джакомо (1744–1817) — русский архитектор итальянского происхождения (Смольный институт в Санкт-Петербурге и др.).
Ле-Корбюзье (Жаннере Шарль Эдуар) (1887–1965) — французский архитектор, разработавший принципы современной архитектуры (функциональность, рационализм).
Монферран Огюст Рикар де (Август Августович) (1786–1858) — французский архитектор, с 1816 года работал в России, автор проекта Исаа-киевского собора в Санкт-Петербурге.
Нимейер (Суарис Фи лью) Оскар (р. 1907) — выдающийся бразильский архитектор (проект новой столицы страны — города Бразилиа, 1957, и др.)
Растрелли Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700–1771) — итальянский архитектор, построивший Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.).
Рен Кристофер (1632–1723) — крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора Св. Павла в Лондоне и многих других церквей.
Росси Карл Иванович (1775–1849) — русский архитектор итальянского происхождения, автор здания Русского музея, ансамбля Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и др.
Томон де Тома Жан (1760–1813) — русский архитектор, приверженец классицизма (Биржа и Ростральные колонны в Санкт-Петербурге).
Утсон Йорн (р. 1918) — датский архитектор, автор проекта Сиднейского оперного театра.
Щусев Алексей Викторович (1873–1949) — русский и советский архитектор (Казанский вокзал в Москве, Мавзолей В. Ленина, гостиница «Москва» и др.).
Эйфель Александр Гюстав (1832–1923) — французский инженер и архитектор, автор знаменитой Эйфелевой башни в Париже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Архитектура Санкт-Петербурга — Википедия
Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного склада ума, вовлечение пригородов в единую агломерацию.
Основные этапы застройки города Санкт-Петербург[править | править код]
Предпосылки строительства[править | править код]
Геологические условия[править | править код]
В целом, место, выбранное Петром, трудно назвать удобным для строительства. На территории Санкт-Петербурга скальные породы залегают примерно на глубине до 200—300 м и даже сейчас не могут быть использованы для строительства. К тому же чуть севернее города проходит стык Русской плиты и Скандинавского кристаллического щита, что делает территорию сейсмоопасной. Имеются геологические разломы и под самим городом[1].
Древние достаточно прочные осадочные и моренные грунты залегают на глубине 20-30 м. В них, например, проходит значительная часть тоннелей петербургского метро. Эти слои почти везде покрыты слабыми и неоднородными водонасыщенными пылевато-глинистыми грунтами прочностью не выше 0,15 МПа, что затрудняет наземное строительство[2]. Для таких грунтов характерны значительные и неравномерные осадки зданий, продолжающиеся в течение десятков и даже сотен лет. Для уплотнения основания применялись деревянные сваи длиной 6-8 м, что несколько снижало деформации зданий. Однако в тяжелых случаях не помогали и сваи, которые «засасывало». Значительная часть территории города образована наносами дельты Невы, встречаются плывуны и подземные водотоки.
В петровские времена глубокий анализ несущей способности оснований был невозможен. Технология того времени не позволяла также забивать длинные сваи, намывать или заменять большие массивы грунта. Часть построенных зданий и сооружений получили из-за этого деформации, крен, трещины. Например, наклонился и осел на несколько десятков сантиметров Исаакиевский собор, пришлось исправлять фундаменты Ростральных колонн и т. д.
Гидрологические условия[править | править код]
Территория города до недавнего времени подвергалась опасности значительных наводнений, превышающих 4 м, а по древним летописям — более 7 м. Шведы, владевшие Ингерманландией в XVII веке, знали о наводнениях на Неве и не застраивали низкую дельту Невы: крепость Ниеншанц стояла на сравнительно высоком месте в устье Охты при впадении в Неву (напротив нынешнего Смольного; на этом месте собирались возводить «Охта-центр»). Согласно шведским летописям[3][4], в 1691 году произошло грандиозное наводнение, в котором погибли жители поселения на острове Енисаари.
Однако наводнения в Санкт-Петербурге бывают обычно по осени, а место для крепости выбиралось в мае. Возможно, Пётр не принял во внимание опасность наводнений, хотя уже в августе 1703 года вода поднялась на 2 метра. Свою роль сыграл положительный опыт защиты дамбами низменностей в Голландии, откуда царь недавно вернулся, а также опыт застройки низменных берегов Азова[5].
Геополитические предпосылки[править | править код]

Археологические изыскания на территории Санкт-Петербурга открывают стоянки человека эпох каменного и железного века, поселения ижоры, карелов, варягов, новгородцев, финнов, шведов. Возраст некоторых стоянок на территории Ленинградской области превышает 8 тысяч лет.
Историческая область Ижора, расположенная по берегам Невы, на протяжении веков имела стратегическое значение. Для России это был кратчайший выход на Балтику, в Западную Европу. Поэтому в августе 1700 года Пётр, нарушив шаткое перемирие, объявил войну Швеции. Для обеспечения пути в Западную Европу необходимы были морской порт, верфь, крепости — то есть город на Неве. Другого варианта у Петра не было.
Основание Санкт-Петербурга[править | править код]
Начало основания[править | править код]
В 1701 году в Москве была основана инженерная школа, выпускавшая военных инженеров и сапёров, многие из которых впоследствии участвовали в строительстве фортификационных сооружений на Неве. За фортификацию в петровской армии отвечали Ламбер и В. Д. Корчмин, впоследствии руководивший фортификационным устройством Петропавловской крепости[7].
Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым. Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий (он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.
Первые здания[править | править код]
Петропавловская крепость (современный вид)Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[8]. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.
Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.
Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков[9]. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.
Однако к концу десятилетия театр военных действий сместился в Центральную Европу. Атаки Швеции на петербургские укрепления продолжались до 1708 года, но до крепости они не докатились. Наступала пора развития города в новом качестве.
Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века[править | править код]
Столица России[править | править код]
После Полтавской битвы, занятия Эстляндии и Курляндии, взятия Выборга и Кексгольма строящийся Санкт-Петербург уже не был пограничным форпостом. Примерно с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург[10].
Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.
Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.
В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек[10], однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.
Первые генеральные планы[править | править код]

Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.
- По первому варианту (январь 1712 года) столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин (финск. Ретусаари), где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.
- Второй вариант (1712 год) предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.
- По третьему варианту (1714 год), не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.
- Четвёртый вариант (1715 год) создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове[11].
В 1716—1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе[12]. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.
Топографический план Санкт-Петербурга, ок. 1720 г. Часть объектов (напр., Васильевский о-в) показаны по проекту Д. ТрезиниЗастройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.
В этот же период активно осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 года прокладывается тракт Москва — Санкт-Петербург, с 1719 года — обводной канал вокруг Ладоги.
Столица империи[править | править код]
После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.
Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку. Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1761 году[10].
С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек[13]. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.
Развитие города в 1725—1736 годах[править | править код]
Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора (1712—1733), Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.
Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.
Единая градостроительная политика[править | править код]

В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин.[14] В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями[15].
В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч — по европейским меркам ещё очень скромно.
В 1749 году под руководством адъюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга; иногда назывался «План М. И. Махаева», так как подмастерье Михаил Махаев выполнял гравюры к изданию 1753 года. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне[16].
Вторая половина XVIII века — начало XIX века[править | править код]
1762—1780. Компактное градостроительство[править | править код]
В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.
Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[11].
1780—1795. Управы и комиссии[править | править код]
В 1780-1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт — петербурга и Москвы». Комиссию в этот период возглавляли видный архитектор, академик И. Е. Старов и автор многих научных трудов о градостроительстве Иоганн Лем. Она сосредоточилась на разработке градостроительной планировки, а контроль за проектной деятельностью и градостроительством осуществляли штатные архитекторы Управы Благочиния. Расширялось каменное строительство, создавались ансамбли на площадях и главных улицах города. В полковых слободах строились казармы. Общее количество жителей за полвека выросло втрое и к концу XVIII века составило 220 тысяч человек[13] — пока втрое меньше Парижа и вчетверо меньше Лондона, но уже больше Рима.
Примерно к этому времени относится углубление специализации деятельности архитекторов и строителей. Стала чётче выделяться стадия проекта с вычерчиванием не только фасадов и планов, но и всех основных архитектурно-строительных решений. Архитекторы сосредотачивались на выполнении проектов, а при строительстве они выполняли больше надзорные функции.
1796—1815. Экстенсивное развитие[править | править код]
Краткое царствование Павла I (1796—1801) отмечено присоединением полковых слобод к городским территориям, ликвидацией Комиссии о каменном строении, созданием «Конторы городских строений», которая выполняла проектные и строительные работы, финансировавшиеся из казны. В 1798 году разработан план ремонта и реконструкции дорог общей длиной 1140 верст вокруг северной столицы.
В начале правления Александра I (1801-1825) вновь проявились процессы расширения города. В 1802 году в границы городской застройки включились новые зоны, для которых разрабатывались генеральные планы. На западной стороне Васильевского острова планировалось развернуть строительство морского порта (замысел осуществлен только в 2008 году). В местах парадных въездов в город устраивались бульвары. В 1808-1809 годах подготовлено новое собрание «образцовых проектов», учреждён «Комитет для городских строений».
1816—1835. Уникальные ансамбли[править | править код]
Отечественная война 1812 года ненадолго прервала застройку столицы. На архитектуру Санкт-Петербурга того времени значительное влияние оказало не столько знакомство с европейской архитектурой, сколько победоносное завершение войны. Уже в 1816 году создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному мест», председателем которого назначен архитектор и инженер А. А. Бетанкур. Комитет должен был способствовать превращению Санкт-Петербурга в один из красивейших городов Европы.
В послевоенное время создаются замечательные ансамбли Дворцовой площади, Адмиралтейства, Исаакиевской площади, стрелки Васильевского острова. Более чётко выявилась рекреационная роль загородных резиденций и предместий: Екатерингофа, Стрельны, Елагина острова, Каменного острова и др. Были обновлены правила градостроительного зонирования и высотные ограничения застройки. В 1830 году запрет на деревянное строительство распространяется на всю территорию города. В 1832 году приняты правила устройства мостовых и тротуаров, в 1833 году — правила размещения промышленности. Центр тяжести промышленного строительства перемещается на Выборгскую сторону, на западную часть Васильевского острова, за Обводный канал[11].
Вторая половина XIX века — начало XX века[править | править код]
1836—1880 годы[
Открытый урок «Выдающиеся архитекторы России 19 века»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа
456625, Челябинская область, тел.: 8(35139) 7-65-74
г. Копейск, пр. Славы, 13 Электронный адрес: 7448 schoolamail ru
Сайт школы: http//schol7448.narod. ru
Урок МХК
Тема: «Крупнейшие русские зодчие XIX века».
Фамилия Серякова
Имя Надежда
Отчество Васильевна
Должность учитель
Категория 1
31.01. 20015 г.
Урок МХК в 9 классе.
Тема урока: «Крупнейшие русские зодчие XIX века».
Цель урока:
ных стилевых направлений и течений в архитектуре.
Задачи:
познакомить обучающихся с творчеством великих зодчих, работавших в России в XIXв. Оборудование:
ноутбук
мультимедиа проектор
репродукции известных архитектурных сооружений
карточки с вопросами.
План урока.
Этапы Хронометраж
1. Оргмомент 10 сек.
2. Объявление темы и целей урока 20 сек.
3. Блиц-опрос по теме «Стили и течения 30 сек.
в искусстве».
4. Теоретический материал по теме «Великие-
зодчие, работавшие в России в XIX веке». 20 мин.
5. Просмотр презентации по данной теме. 16 мин.
6. Подведение итогов. 3 мин.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оргмомент
Учитель предлагает учащимся наст-
роиться на урок, успокоиться и са — диться.
Быстро успокаиваются и по указанию учителя садятся.
Объявление темы и целей урока
Учитель называет тему и цели урока.
Ученики слушают и записывают тему урока.
Блиц-опрос
Учитель задает вопросы:
— самый длительный во временном
отношении стиль;
— какой стиль в литературе сменил
классицизм?
— назовите наиболее ярких представителей русского сентиментализма;
— как еще называют век сентиментализма;
— открывателем какого стиля был
А.С.Пушкин?
Отвечают по указанию учи- теля.
— классицизм
— сентиментализм
— Н.М.Карамзин, В.М. Ло- моносов, Г.Р.Державин,
Д.И.Фонвизин
-«Веком Просвещения»;
— реализм.
Теоретический материал
6. Просмотр
презентации
XIX век – век индустриализации и
строительства, век создания фантастических сооружений. Архитектуру рассматривают, как способ усовершенствования несправедливого общества, вносят в нее элементы Разума, Красоты, Гармонии.
Бурное промышленное развитие вы-зывало к жизни новые типы архитектурных строений: фабричные сооружения, порты, типографии, магазины, театры, музеи и т.д. Возможность использования новых материалов (железо, бетон, стекло) подталкивали архитекторов и зодчих к рискованным и дерзким экспериментам, например, Эйфелева башня в Париже, собор Саграда-Фамилия, арх. Гауди в Испании. (Показаны на экране).
В XIX веке в искусстве появляется множество направлений и стилей, которые быстро сменяют друг друга: сентиментализм в литературе, живо — писи сочетается с классицизмом в архитектуре (начало века), романтизм, высокий классицизм и ампир, реализм
и неоклассицизм, и т.д.
Среди архитекторов, прославивших русское зодчество Тома де Томон (здание биржи в Петербурге), Ворохин Андрей Никифорович (Казанский собор в Петербурге), Захаров Андриян Дмитриевич (Адмиралтейство в Пе — тербурге), Карл Иванович Росси (зда- ние Главного штаба, Сенат, Синод, Михайловский дворец, улица Росси, Александринский театр в Петербурге), Осип Иванович Бове (Большой театр в Москве) и многие другие архитекто- ры, которые формировали облик русских городов.
Сейчас мы посмотрим самые известные архитектурные памятники русских зодчих второй половины XIX века. Обратим внимание в каком стиле они выполнены и соответственно этому отметим особенности этих стилей.
(Идет показ презентации «Крупнейшие русские зодчие второй половины XIX века»
Ученики конспектируют речь учителя.
Ученики записывают и смотрят слайды с изображениями этих сооружений.
Учащиеся смотрят и анали- зируют увиденное.
7. Подведение
Итогов.
У вас на столах лежат карточки с одним вопросом. За 30 секунд ответьте на него. Правильность ответа будет оценкой за эту тему. (Вопросы прилагаются).
Учитель проверяет ответы и ставит оценки в журнал.
Учащиеся берут карточки и отвечают на них. Сдают учителю.
. УМК.
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва) включает в себя:
-Методическое пособие для учителя под редакцией Б.М. Неменского, М., «Просвещение»,2010 год;
-О. В. Свиридова — «Изобразительное искусство», 6 класс, поурочные планы, Волгоград, 2010 год;
— Л. А. Неменская – «Искусство и ты», М., «Просвещение», 2001 год;
-В. Сенин,О. Коваль – «Школа рисунка карандашом», книжный клуб, Харьков,2007 год;
— М. Н. Макарова – «Перспектива», М., «Просвещение», 1989 год
Русский музей, живопись;
• Шедевры архитектуры;
• Москвоведение;
• История Отечества – 882-1917 г.г.;
31. 01. 09 г. Учитель Серякова Н.В.
Приложение № 2

