Арки архитектурные: Арка — Википедия – АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ | Энциклопедия Кругосвет

Архитектурные арки

Арки определяют готическую архитектуру портала.

Архитектура арки основана на конструкции, когда камень выкладывают по дуге, соединяющей опоры или части стены, соединяясь в центре. Центральный элемент арки, венчающий ее подъем, называют замковым камнем (ссылка на будущую статью в словаре). Архитектурные арки строились еще шумерами, которые вручную лепили трапециевидный кирпич-сырец из смеси глины и соломенной трухи. Древние греки практически не возводили арочные конструкции. Римляне, в отличие от греков, возводили мосты, виадуки, подземные сооружения, используя арочную систему, перераспределяющую вертикальную нагрузку и облегчающую давление на опоры. В декоре арки использовали нечетное количество камней или кирпичей, наверху арку венчал замковый камень, который обычно имел клинообразный вид и нередко украшался скульптурным декором.

Замковый камень над аркой Януса на Велабре. 4 в. н. э., Термы Траяна.

Римляне использовали в архитектуре арки полуциркульную форму и совмещали ее с элементами ордерной системы. Арочная система была использована при возведении мощного купола Пантеона и при строительстве Колизея с трехъярусными аркадами, на вилле Тиволи императора Адриана.

Полукруглые арки Колизея. Рим.

Римляне водрузили арку на столбы, сделав их символом парадного входа и триумфа. Отчасти на такой символизм архитектурной арки римлян подвигли руины Хаттусаса — столицы хеттского царства на Анатолийском полуострове. Триумфальные арки возводили в Риме, Африке, Испании, Сирии, Афинах — на всей территории, занятой империей. Арки мостов, построенные еще во времена Римской империи, действуют до сих пор (мост Фабриция в Риме, соединяющему берег Тибра с островом посредине реки, мост Лацера в Испании, Гардский мост над долиной реки Гардон). Полукруглую арку заимствовали строители романского периода, затем она вновь вернулась в эпоху Ренессанса и использовалась в стиле классицизм (арка Дворцовой площади архитектора К. Росси). Арки украшали входы в соборы, образуя величественные порталы, иногда за счет нескольких арок, уменьшающихся в размерах, создавали впечатление уходящего в перспективу входа. Архитектурные арки использовались в дворах-клуатрах во времена готики, при строительстве палаццо во времена Ренессанса, французских шато (например, замок Шамбор по эскизам Леонардо да Винчи).

Замок Шамбор с арками на нижнем уровне фасада.

Архитекторы Востока использовали арку, создав всевозможные ее разновидности. Сначала восточные зодчие использовали полукруглую архитектурную арку, затем стали создавать такую арку, чередуя светлые и темные камни. Затем путем геометрических построений была создана стрельчатая арка, используемая до сих пор в восточных постройках. В Ираке (Самарре) создали многолопастную арку — окна, украшенные такими арками украсили мечеть аль-Мутаваккиль (848 и 849 гг.) Многопластные арки были популярны позже в Северной Африке и Андалусии. С 10 в. многолопастные арки появились и на храмах Европы. Особенно популярными были арки в виде трилистника. В Испании, некогда завоеванной мавританами, был создан гибрид из полукруглой и стрельчатой арки — подковообразная арка. Такие арки появились при строительстве соборной мечети Кордовы (начало строительства 756 г.) Подковообразная архитектура арки использовалась не только в Испании, но и в других регионах Европы.

Венецианские подковообразные арки на жилых домах.

В 11-12 в. стрельчатая арка получила распространение в Европе после крестовых походов. Такой тип архитектурной арки украсил ратуши, церкви, некоторые общественные здания.

Стрельчатые арки готического собора в Эксетере. 1050 г.

В готических храмах Европы использовались килевидные арки — в виде двух букв «S». Особенно часто они встречались в строительстве 16 в. в Венеции, храмах Франции и Англии. Лучковая архитектурная арка украшала оконные проемы еще в Древнем Риме, она принимала форму дуги. Из примеров архитектуры арки лучковой можно привести Мясной мост в Нюрнберге.

Лучковая арка Мясного моста в Нюрнберге.

Зодчие Ренессанса вернули славу полуциркульной арке. Примером может служить Воспитательный дом во Флоренции архитектора Брунеллески. Такие арки использовались в стилях барокко, классицизм, ампир. С приходом в моду эклектических нео-стилей и модерна в архитектуре стали использоваться самые разнообразные формы арок. Один из приемов использования архитектуры арки — устраивать ее на плоскости стен для увеличения их прочности и перераспределения нагрузки, эти элементы называются слепыми арками. Такие арки создавались в разные исторические периоды вплоть до современности. Функциональные арки работают на сжатие, испытывая касательное механическое напряжение. В современном строительстве не только создают архитектурные арки, подражающие известным образцам исторических сооружений, но и используют декоративные элементы, имитирующие функции поддержки. Для этого подходят арки из полиуретана, которые располагают над оконными и дверными проемами, оформляют архитектурные элементы сооружения.

Полиуретановые арки, оформляющие окна и двери дома в стиле модерн.

Здание ЗАГСа, арка в стиле модерн обрамляет входную группы.

На нашем сайте в каталоге можно подобрать декоративные элементы арки в соответствии со стилем фасада. Полиуретан позволит декору арки служить долго, так как материал устойчив к внешним воздействиям. При помощи окраски можно создать эффект мрамора, гранита, гипса или бетона, что поддержит исторический стиль здания.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Арки из старинных архитектурных альбомов

Арки с колоннами — архитектурные элементы, которые использовались в строительстве задолго до нашей эры. Народы античности применяли эти элементы при строительстве храмов, дворцов, мостов, виадуков. Арки, являющиеся криволинейным перекрытием между опорами или стенного проема, встречались в архитектуре Древнего Рима и Древнего Востока. Этот элемент был призван перераспределить нагрузку перекрытия (распор), снизив вертикальную реакцию опор, оказывающее давление на фундамент. Чем выше подъем арки, тем меньше ее распор. Рассмотрим использование этого элемента в архитектуре разного исторического периода. Если зодчие Древнего Египта и Греции создавали горизонтальные перемычки, то уже древние римляне, позаимствовавшие арочную систему у этрусков, стали сочетать арки с колоннами, создавая полукруглые перемычки. Арочные конструкции в сочетании с колоннами были характерным элементом древнеримской архитектуры. Популярными стали аркады: ряды арок, которые опираются на колонны. Таким образом строились открытые галереи, многоярусные мосты, амфитеатры.

Примером может служить Колизей — трехъярусное арочное сооружение Арочное перекрытие стало основным элементом триумфальных римских арок. Снижение горизонтального распора достигалось опорой на стены или контрфорсы. Арочные мосты, акведуки опирались на укрепленные берега. Римляне использовали в основном полуциркульные конструкции, позже архитекторы, создавая культовые сооружения и дворцы, использовали новые формы арок: стрельчатые, килевидные, многопластные, подковообразные и другие. Полуциркульные арки У полуциркульных арок, используемых в Древнем Риме, дуга описана полуокружностью. Декор арки на фото демонстрирует полуциркульную конструкцию.

Подковообразные арки

Подковообразные арки были изображены в рукописях «Beatus of Lebana» Магинса, работавшим на строительстве монастыря Сан-Мигель-де-Эскалада, недалеко от Леонас. Монастырь имел элементы мавританского стиля и было построено монахами, прибывшими из Кордовы в 913 году н.э.

Подковообразные арки символизировали в исламской культуре святость, такие арки использовались в мечети Кордовы (756 -796 гг.), отсюда, по мнению некоторых исследователей, она распространилась в Испании зодчими из Андалусии. Такого типа арки имеют повышенный центр построения. Подковообразная арка использовалась в железнодорожной станции в Ливерпуле и Манчестере (проект Джона Фостера. 1830 г.) Такого типа арка присутствует на парадных воротах синагоги Читхам Хилл в Манчестере (1870 г.) Эллиптические арки Эллиптическая арка имеет форму эллипса, заключенной между двумя максимально удаленными точками этой фигуры. Эллиптическое перекрытие и декор арки на фото.

Стрельчатые арки

У стрельчатых арок давление сосредотачивается в узкой вертикальной области, поддержанной контрфорсом. Уменьшалось давление на фундамент. Эта особенность позволяла облегчить стены и использовать арки на разных этажах. Стрельчатая арка стала основным элементом готического стиля. Примером использования стрельчатых арок является аббатство Монтекассино (1071 год), церковь Клюни 1088 г, аббатство Болтон (Британия. 12 в.) Стрельчатые арки использовались и в архитектуре Египта (мечеть Ибн-Тулун в Каире). Кладка стрельчатого перекрытия и декор арки на фото.

Многолопастные арки

Многолопастная арка появилась на окнах мечети аль-Мутаваккиль (848 — 849 гг. в Самарре), которые были соединены пятилопастными декоративными формами арок. Популярной такая арка стала в Северной Африке и Андалусии. Многолопастная арка с 10 в. стала использоваться в Европе. Особенно популярной стала арка в форме трилистника — символ Троицы в христианстве. Арка в форме трилистника характерна для эпохи готики.

Килевидные арки

В поздней готике в 16 в. в архитектуре Венеции, Англии, Франции использовалась килевидная арка — разновидность стрельчатой арки. Килевидная арка нередко использовалась в зодчестве Древней Индии. Параболические арки Наибольшая прочность у параболических арок. Параболические арки силы распора передают на опорные стены практически полностью, и это обеспечивает их крепость. Пример параболической конструкции и готический декор арки на фото.

Существуют арки «слепые», они укрепляют стены. Слепая арка укрепляет стену над настоящими арочными перекрытиями.

В современном строительстве арки часто не являются несущими элементами и играют только декоративную роль, поддерживая стиль фасада или интерьера. Декоративные арочные конструкции создают из современных материалов, прочных, устойчивых к влаге, удобные в монтаже, как, например, полиуретана. Можно выбрать декоративные арки по фото в буклете. Декоративная арка из полиуретана.

Арка с колоннами в интерьере или в оформлении фасада поможет придать зданию определенный исторический облик.

Арка — Архитектурный словарь

(от лат. arcus — дуга, изгиб)

в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами — столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой различают арки: полукруглые, или полуциркульные (наиболее распространённый вид), стрельчатые (характерны для архитектуры готики), подковообразные (распространены в архитектуре араб. стран), килевидные, многолопастные, ползучие (с опорами на разной высоте) и др. Впервые арки (каменные) появляются в архитектуре Древнего Востока, где отсутствовало дерево, пригодное для крупных горизонтальных балочных перекрытий. Далее арки получили широкое применение в архитектуре античного Рима (в зданиях, акведуках, триумфальных арках). Видоизменяясь в соответствии с системой конструкций сводчатого перекрытия и требованиями стиля, арка осталась важным элементом зодчества и в дальнейшем. Отдельно стоящие триумфальные арки или арки, связанные со зданием (например, арка здания Главного штаба в Ленинграде), определяют иногда характер ансамбля. В современном строительстве арки применяют в качестве несущих элементов покрытий зданий, пролётных строений мостов, путепроводов и т. п. Под нагрузкой арка работает в основном на сжатие и, в отличие от балок и ферм, передаёт на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление), который погашается опорой, затяжкой, контрфорсом. По конструктивной схеме различают арки бесшарнирные, двух- и трёхшарнирные. Неподвижность опор бесшарнирных арок обеспечивается жёстким защемлением их в поддерживающих арки конструкциях. При проектировании очертание оси арки принимается таким, чтобы при постоянной нагрузке (собственный вес арки, вес опирающегося на неё покрытия, кровли и т. п.) в арке возникали лишь усилия сжатия, что обеспечивает наименьшие размеры её поперечного сечения. Арки решётчатой конструкции, выполняемые, как правило, из металла или дерева, называются арочными фермами.

* * *

архитектурная криволинейная конструкция для перекрытия проемов, состоящая из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

* * *

1. Криволинейное перекрытие, у которого поперечная толщина кладки меньше, чем протяженность (вдоль лицевой поверхности) перекрываемого пространства.

2. Проезд с криволинейной перемычкой.

3. Дугообразная вставка посреди кладки, перераспределяющая нагрузку на основание (разгрузочная арка).

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

* * *

криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот) или пролета между двумя опорами — колоннами, столбами, устоями моста и т. п. Арка представляет собой как бы отрезок СВОДА и выкладывается из камней клиновидной формы, создающих боковой распор, или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами. Элементы арки 1 ВЕРШИНА арки, образуется замковым камнем. 2 ПРОЛЕТ арки — расстояние меж опор, т е от одной пяты до другой. 3 ПЯТА, на нее опирается арка своим концом. 4 СТРЕЛА арки — расстояние от верхней точки. арки по вертикали до пяты. У полуциркульной арки стрела равна радиусу. 5 ЩЕКОЙ арки называют переднюю и заднюю ее плоскости. 6 ЛИЦОМ арки является внутренняя ее поверхность Эта поверхность называется также СОФИТ. Арки различаются по назначению — несущая, разгрузочная, подпружная, по конструкции — клинчатая, ложная, по форме — лучковая, полуциркульная, двухцентровая, коробовая, стрельчатая, килевидная, многолопастная, подвесная, ползучая и т. д.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Арка — Всякое полукруглое или криволинейное покрытие пролета, сделанного в стене, или такое же покрытие промежутка между двумя столбами называется аркою (см. приложения: I «Архитектура», черт. 3-й и II, ч. 39). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. арка — ’АРКА, арки, ·жен. (·лат. arcus — дуга). Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. • Триумфальная арка — триумфальные ворота. Толковый словарь Ушакова
  3. Арка — • Arcus 1. лук; концы его (cornua, capita) обыкновенно были загнуты кверху, тетива называлась chorda; на войне он служил оружием особому разряду пехоты, стрелкам, которые могли на расстоянии 150 шагов стрелять с такой силой… Словарь классических древностей
  4. Арка — (от лат. arcus — дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами — столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения… Большая советская энциклопедия
  5. Арка — (от лат. arcus — дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. Художественная энциклопедия
  6. арка — АРКА, и, род. мн. арок, ж. 1. Обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы. А. Победы. Триумфальная а. | прил. арочный, ая, ое. Арочное перекрытие. Арочная плотина. Толковый словарь Ожегова
  7. арка — -и, род. мн. арок, дат. аркам, ж. 1. Дугообразное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот или пролета между двумя опорами — столбами, устоями моста и пр.). Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  8. арка — АРКА -и; мн. род. арок, дат. аркам; ж. [от лат. arcus — дуга, изгиб]. 1. Дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами. А. моста, дома. Пройти под арку. 2. Декоративное сооружение в виде больших ворот со сводом. А. Победы. Триумфальная а. ◁ Арочный, -ая, -ое. А. пролёт. Толковый словарь Кузнецова
  9. арка — (Санскр.) АРКИТЫ Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так и индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тат и любого другого крестообразного символа, представляющего три и четыре, комбинация которых дает муже-женское число. Теософский словарь
  10. арка — арка, арки, арки, арок, арке, аркам, арку, арки, аркой, аркою, арками, арке, арках Грамматический словарь Зализняка
  11. арка — арка ж. 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). 2. Проем с таким перекрытием в стене, использующийся для прохода, проезда. Толковый словарь Ефремовой
  12. АРКА — АРКА (от лат. arkus — дуга) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). Большой энциклопедический словарь
  13. арка — А́рк/а. Морфемно-орфографический словарь
  14. арка — орф. арка, -и, р. мн. арок Орфографический словарь Лопатина
  15. арка — Криволинейная конструкция, переброшенная через проём в стене или через пространство между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. д. Арочные своды из кирпича начали возводить ещё шумеры и египтяне в 3-м тыс. до н. Техника. Современная энциклопедия
  16. арка — АРКА ж. лат. перекинутая чрез промежек дуга, перемычка, свод стеною (не баней, не главою). Римская арка круглая сверху; восточная — островата; готическая — стрельчата. Арочный, арковый, к ней относящийся. Аркада… Толковый словарь Даля
  17. АРКА — АРКА, заостренное кверху или изогнутое расположение блоков каменной кладки или других несущих нагрузку материалов, используемое также в качестве архитектурного украшения. Научно-технический словарь
  18. арка — АРКА и, м. arc m., ит. arco <�лат. arcus. 1. архит. <�Ворота> построены на манеру, или на образец, арка Триумфальнаго. Матвеев Зап.-1 58. Выше самых ворот или арков. Лом. АСС 9 160. Словарь галлицизмов русского языка
  19. арка — Арки, ж. [латин. arcus – дуга]. Архитектурное сооружение криволинейной формы, служащее для перекрытия отверстия в стене или промежутка между отдельными стенами. Стрельчатая арка. Зубчатая арка. І ТриумфальнаЯ арка – триумфальные ворота. Большой словарь иностранных слов
  20. арка — сущ., кол-во синонимов: 13 аркбутан 2 арочка 1 богиня 346 дуга 19 огава 1 огива 4 очелье 5 перекрытие 18 перемычка 22 пневмоарка 1 подворотня 3 свод 24 тетрапилон 1 Словарь синонимов русского языка

Арки в архитектуре

Сущность арочных конструкций

Определение 1

Аркой называют архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене, либо пролета между двумя опорами в виде колонн или устоев моста.

Арка является одной из древнейших архитектурных форм, а на заре цивилизации она являлась не только перекрытием, но и несла ритуально-символический смысл. Само название арки происходит от латинского слова «arcus», означающего дугу. Однако, существует мнение, что слово «арка» может иметь ивритское происхождение, здесь оно переводится как «длинная, тянущаяся». Арки стали частью многих типов сооружений и приобрели повсеместный характер благодаря развитию каменного зодчества. На сегодняшний день арка является весьма популярным декоративным элементом, подчеркивающим изящность и монументальность конструкции в целом. Помимо прочего, арки занимают нишу в промышленном строительстве и становятся неотъемлемым конструктивным элементом многих хозяйственных сооружений.

Рисунок 1. Гора Слоновий хобот в Китае. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В истории искусств занимает огромное место изучение таких арочных конструкций, как арки храмовых и соборных комплексов или триумфальных арок. Применение арок в качестве пролетов или несущих конструкций было актуально даже в начале нашей эры. Конструкции входа и оконных проемов начали обрамляться арками в X веке. В некотором смысле, став каноническим, такое оформление предопределяло становление многих архитектурных стилей. Возможность передавать нагрузку от вышележащих ярусов конструкции на одни лишь арки сыграла важную роль в развитии искусства возведения готических соборов, и способствовала появлению витражей. Важную роль арочные конструкции занимают в строительстве мостов, потому что благодаря этому элементу было создано большое количество переправ. В современных условиях при помощи арочных конструкций стало возможным устройство перекрытий промышленных, сельскохозяйственных и общественных зданий пролетом до 100 метров. Это могут быть складские помещения, ангары, различные спортивные сооружения и т.д. Невероятного разнообразия достигли виды и формы арок за всё время своего существования.

Происхождение и природа арок

Считается, что люди заметили такую несокрушимую и долговечную конструкцию в природе, окружающей человека испокон веков. Арки всегда присутствовали в окружающей среде людей. Например, вход в пещеру, каменный грот, а также склоненные друг к другу деревья или радуга по своему внешнему виду непременно напоминают арки. В мире встречаются весьма необычные и причудливые природные арки, они разбросаны по всему свету и существуют на каждом материке планеты. Гигантские природные сооружения образованы естественным путем из твердых скал под влиянием ветра, воды и солнца.

Иногда такие объекты возвышаются на десятки метров над землей, а иногда имеют очень невзрачный вид и небольшой размер. Однако, такие конструкции объединяет одно – они обладают уникальной формой арки. Наиболее известными природными арками являются:

  • Лондонская арка в южной Австралии;
  • гора Слоновий хобот на побережье южного Китая;
  • утес Персе в восточной Канаде;
  • Лазурное Око на побережье мальтийских островов.

Наибольшей природной аркой считается мост Фей, расположенный в Китае, её пролет составляет около 120 метров. Подобные природные формирования можно встретить и на территории России:

  • гора Кольцо в Кисловодске;
  • грот Дианы в мысе Лермонтова;
  • Арка Стеллера на Дальнем Востоке.

В первобытном мире арка принимала участие в ритуальных мероприятиях и была наделена особым смыслом, ведь через неё можно было пройти. Например, в некоторых африканских племенах до сих пор существует обычай, согласно которому мальчик может стать мужчиной только после выживания в лесу в течение нескольких дней. В этот период племя строит арку из веток на окраине леса, а юноша, прошедший через данное сооружение считается посвящённым в обряд. По возвращении мальчик считается зрелым и готовым к жизни мужчиной.

Рисунок 2. Каменные арочные конструкции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Древнем Риме, где богом ворот и дверей был Янус, проход через ворота, по обеим сторонам которого располагались алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возрастного этапа в другой.

Расчет арок и распределение сил

Суть работы арки можно представить себе на простом примере: любая прямолинейная балка под воздействием нагрузки имеет свойство прогибаться. Это происходить потому, что в поперечном сечении элемента возникают продольные сжимающие и растягивающие напряжения. При этом в верхней части поперечного сечения действуют сжимающие напряжения, а в нижней – растягивающие. В этой связи верхняя часть прямолинейной балки сжимается, а нижняя – растягивается. В конечном итоге, после прогиба балки получается некая арка в перевернутом виде.

Если взять балку, уже имеющую некоторую кривизну продольной оси, относительно большую, чем длина её пролета и перевернуть, то можно получить элемент, напоминающий арку. Такая теория справедлива лишь для арок, изготовленных из единого пласта материала. В основе арок, собранных из отдельных элементов, лежит совершенно иная концепция. Например, в каменных арках, сегменты, выточенные в виде усеченных клиньев, опираются друг на друга и при этом передают нагрузку соседнему сегменту. Усилия с данного сегмента переходят в опоры, а с опор – на грунт основания. В этой связи справедливо будет предположить, что при повышении нагрузки на арку, её материал лишь станет плотнее и крепче, что увеличивает её срок службы и повышает устойчивость.

Расчет арок производится в соответствии с принципами строительной механики. Данная процедура начинается с замера и учета всех нагрузок на конструкцию, например, масса самой арки, снеговая и ветровая нагрузки, а также прочие нагрузки, зависящие от назначения помещений. После сбора нагрузок и определения габаритов переходят к расчетам. Расчет арки делится на несколько групп: геометрический расчет арки, статический расчет с определением реакций опор, подбор сечений элементов арки и проверка напряжений в них, а также расчет узлов арки.

Арка — это… Что такое Арка?

Арка из каменной кладки
1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

История

Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.

Механика

Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.

Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.

Названия частей арки

  1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины
  2. Клинчатый камень
  3. Внешняя поверхность свода (экстрадос)
  4. Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
  5. Внутренний свод (интрадос)
  6. Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
  7. Пролёт
  8. Опорная стена

Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.

Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Типы арок

По форме различают арки:

  • аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
  • аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
  • вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
  • двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
  • двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
  • диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
  • эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
  • заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
  • обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
  • зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
  • килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
  • клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
  • косая — см. ползучая.
  • коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
  • круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
  • угловая — то же самое, что и митровая.
  • ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
  • ломаная — см. стрельчатая.
  • лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
  • мавританская — то же самое, что и аравийская
  • митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
  • многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
  • овальная — образует в своде часть овала.
  • выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
  • параболическая — образует в своде часть параболы.
  • опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
  • перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
  • полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
  • подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
  • подковообразная — то же самое, что аравийская.
  • сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
  • стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
  • плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
  • ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
  • подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
  • портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
  • притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
  • пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
  • разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
  • сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
  • скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
  • стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
  • ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
  • трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
  • трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
  • «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
  • воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
  • царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
  • щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
  • упорная — см. аркбутан.

Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:

  • мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
  • триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.

Полуциркульная арка

Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.

Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.

Лучковая арка

Мясной мост в Нюрнберге Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок

Лучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.

Стрельчатая арка

Собор Парижской Богоматери

На Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.

По форме различают несколько видов стрельчатых арок:

  • равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
  • сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
  • плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.

См. также

Ссылки

Виды арок

Главная > Статьи > Строительство и ремонт > Разное

Арки возникли еще в древнем мире. Всегда они завораживали своим очарованием. Арочная конструкция своими плавными изогнутыми линиями дверных или оконных проемов гипнотизирует зрителя. Еще древние греки и римляне любили украсить арками свои здания. 

В современном мире арки используют, преимущественно, в ремонте квартир. Устройство арки в квартире позволяет визуально объединить помещения между собой, но в тоже время четко показывает границы помещения. 

Многообразие различных видов арок позволяет сегодня создать в квартире хорошее пространственное планирование. Арка позволяет визуально увеличить размер помещения. Арка обозначает дверной проем и не создает впечатление замкнутости между двумя комнатами. 

В зависимости от используемого материала, виды арок можно разделить: 

  • арочные конструкции из бетона;
  • из кирпича;
  • из гипса;
  • из дерева;
  • пенополиуретановая арка;
  • гипсокартонная. 

Форму арки выбирают соответственно задуманного дизайна интерьера. Выбор материала обусловлен особенностями самого помещения. Если арка устраивается на улице, тогда не очень целесообразно изготавливать ее из гипсокартона. Универсальным материалом для устройства арок является дерево. Его можно использовать внутри помещения, а также при строительстве сводов снаружи. 

Различают виды арок по радиусу кривизны. 

В строительстве существует три основных вида арок, у которых различные радиусы подъема: 

  • мавританская арка. Такая арка напоминает подкову и очень часто используется в строительстве исламской архитектуры;
  • полуциркульная арка. Очень часто используется в строительстве православных храмов. Такие конструкции арок больше подходят для использования в ремонте квартир;
  • стрельчатая арка. Используется при строительстве в готической архитектуре. 

 

На основе, вышеописанных, арок устраивают и более сложные виды арок. Пример, лучковая арка. Эта арка состоит из трех дуг, которые необходимо соединить между собой. Нужно найти три центра окружностей, благодаря которым и устраивается очертание арки. 

Пологая арка строится на основании одного центра радиуса. Чем больше радиусов использовать для построения арки, тем сложнее будет ее реализация. 

Итак, чтобы правильно построить арку можно применять один из способов:

  • определить нужный радиус конструкции;
  • изготовить шаблон из фанеры, гипсокартона или плотного картона;
  • использовать построение координатной сетки. 

Если пользоваться построение координатной сетки, тогда рекомендуется использовать шаг не более 200 мм. 

При построении арок из гипсокартона пользоваться радиусами гораздо проще. Этот материал завоевал свою популярность благодаря своей универсальности. Благодаря гипсокартону возможно создать арку любой сложности. При этом скорость монтажа гораздо выше, чем при использовании традиционных материалов. 

При построении арки в проеме учитывайте его размер. У современных новостроек высота проема очень редко превышает 2100 мм. Предварительно нужно увеличить размеры проема для монтажа арки. Только предварительно необходимо выяснить к какому типу относится стена, в которой устроен проем. 

Арки в архитектуре и дизайне помещений

Строительство современного коттеджа не только включает в себя постройку дома, но и его отделку, внешнюю и внутреннюю. Дизайнеры строительных компаний создают решения, в которых находят отражение эстетические предпочтения владельцев домов. Одним из популярных сегодня ходов в построении интерьера помещений, по-прежнему, является классическая арка.

Арки в архитектуре

Арка — является одним из архитектурных решений, которые издревле известны человечеству. Природа сама создала удивительную красоту — гроты, входы в пещеры, все они имеют арочную форму, человеку лишь осталось подсмотреть и постараться воплотить это в жизнь. Арки всегда были атрибутом древнейших храмов, дворцов, домов влиятельных и богатых людей.

Разнообразные вариации арок использовались во все времена. Например, в романском стиле архитектуры арка была основательной и монументальной, в готическом исполнении — остроконечна и ажурна, это создавало впечатление стремительного и легкого храма. С появлением технологии изготовления монолитных железобетонных конструкций, арки все чаще стали применять как несущие основы.

Арки сегодня широко распространены как в архитектурном дизайне, так и строительном, причем, используются они как для фасадов, так и для интерьерных решений. Современные конструкционные материалы позволяют дизайнерам проводить эксперименты с арками, придавая им новые дополнительные функции и формы все дальше уходя от классики. Теперь можно с уверенностью утверждать, что арочные конструкции в нынешних интерьерах это смело, актуально и модно.

Арки в интерьере

Арки придают помещению более уютный вид и добавляют неповторимый шарм, ведь при создании правильного интерьера мелочей не бывает. При видимом отсутствии функционального назначения арки прекрасно облагораживают стенной проем, связывая воедино все элементы интерьера, и становятся конечным звеном в придании законченного вида объекту. В связи с тем, что зрительно не существует границ, особенность арки — в расширении пространства помещений, что делает их более объемными.

Материалы изготовления арок

Гипсокартон

Гипсокартон – удобство и практичность, важные характеристики данного материала. Он позволяет придать совершенно любую форму, от стандартной, до оригинальной. Арки, сделанные из гипсокартона можно выровнять и покрасить в нужный цвет или отделать любыми декоративными материалами.

Дерево

Дерево — один популярнейших видов отделочных материалов. Из него арки изготавливаются как стандартных размеров и форм, так и индивидуально, идеально подгоняя под дизайнерское решение. Выглядят такие арки респектабельно и солидно.

Пластик

Пластик и другие искусственные материалы: пластик или МДФ может имитировать любую фактуру и по цене значительно дешевле других материалов. Но при поиске готового варианта могут возникнуть сложности из-за размеров конструкции.

Кирпич

Кирпич – может позволить оставить арку совсем без отделки достаточно покрыть его лаком. Также можно использовать облицовочный кирпич, который выпускается любого вида и расцветки.

Современное строительство загородных домов включает в себя весь цикл работ, начиная от создания первоначального проекта до передачи ключей от построенного и отделанного коттеджа заказчикам.

Выбор отделочных материалов, дизайна помещений и оформления интерьера комнат остается за владельцами, однако опытные дизайнеры и декораторы всегда помогут советом, какой вариант наиболее соответствует духу и устремлениям хозяев дома. Арка, как архитектурная форма, обладает неоспоримым достоинством, которое проявляется в ее универсальности и пригодности для любых интерьерных решений.

Читайте еще:
Наливные полимерные полы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *