Раскраски-чертержи резных наличников для детей и взрослых
Идея сделать раскраску с наличниками появилась давно, однако для того, чтобы ее воплотить — отрисовать реальные наличники — потребовалось немало времени!
Поэтому вам можно не рисовать наличники самим а приобрести уже готовую книжку-раскраску с наличниками:
Или, для начала, распечатать и раскрасить некоторые из здесь представленных.
Нарисовать все эти наличники мне одному было бы не по силам, поэтому огромное спасибо Матвею, с сайта Ornamentov.net, который давно занимается отрисовкой узоров на резных наличниках, и который согласился предоставить несколько чертежей для нас и наших детей!
По своему опыту могу сказать, что одному ребенку можно не распечатывать сразу двадцать окошек. Лучше подкладывайте их по одному: удовольствия, будьте уверены, гораздо больше!
Эта запись также доступна на: Английский
Тайны резных наличников
Любояра *****,
Резные наличники в славянских домах — не только красота, но и важная составляющая природного образа жизни.
Во-первых, сами резные наличники — это большой оберег, не допускающий в дом проникновения навьев, тьмы. Для этого резьба включала в себя изображение природных сил. Солнца, «хлябей небесных» и «тверди небесных».
Во-вторых резьба вокруг окна показывала круговое движение Солнца.
На востоке, в зените, на западе и его нижнее движение по подземной реке от точки заката до точки восхода. А если Солнце крутится вокруг окна, то только представьте, как ощущал себя человек! «Азъ есмь», как говорили раньше — «Я человек, я Бог».
В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху.
С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце.
Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества.
Центральный образ по-настоящему лучезарный, воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло.
По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой).
Кроме того, можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем. В вышивке сохранились названия «Громовержец» и «Огненная дева» с «Прибогами».
«В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозовым знаком… Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями» .
Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Например, береза когда-то была тотемным деревом восточных славян.
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность.
Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность. Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
КРУЖЕВА НА ДОМЕ
Наличники на окнах, вот что всегда привлекает взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ
Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы:
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
2. Солнце.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.
3. Вода.
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Этот символ, помимо водяного, еще имеет значение «безконечника». Безконечник заворачивает злых духов, закручивает их и они не могут проникнуть в дом:
4. Земля.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
5. Животные.
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.
В Белоруссии и соседних с ней областях домовым считали настоящего ужа (господарик), живущего под печью; хозяйки называли такого ужа господариком и кормили молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.
Попадаются домовые змеи или ужи, их зовут чмок, которые носят своему хозяину деньги.
Так же часто на наличниках можно было встретить изображение ящера или дракона.
Ящер – это змей – владыка подземных вод. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек
Особенно важен ящер для тех, кто живёт на воде — озёрах и реках, и зависит от них — будь то ловля рыбы или торговый путь. Подводный хозяин может дать рыбу, а может сети останутся пустыми, может благополучно пропустить ладью с гостями, а может и утопить.
«Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды на различных новгородских вещах. …Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.
Также богаты наличники растительным орнаментом. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны — символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы «Ж», аналогичен по смыслу Берегиням.
Животные мотивы также часто встречаются , как и растительные.
Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда воспроизводились лишь части животных — утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.
Довольно популярным мотивом был конь, который символизировал силу и выносливость, и олень, который представлял долгую жизнь и состоятельность. Птиц считали предвестниками весны, а поэтому их также изображали на разных предметах. Даже насекомые имели свое место славянском искусстве. Например, паук это символ настойчивости, терпения и художественного промысла. Бабочка представляет радостное, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь. Пчела, между тем, символизирует чистоту души.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Если вы будете куда-нибудь ехать, понаблюдайте за пробегающими мимо домами, за их окошками.
Мне лично в нашем крае попадалось совсем мало домов с наличниками.
Символика на них была довольно простой- ромбы, символы земли.
Остановитесь рядом с домом с наличниками, сфотографируйте его. Не за горами будущее, когда таких домов совсем не будет! Сейчас окна ставят металлопластик, какие там наличники. Ловите момент, пока еще можно воочию полюбоваться старинными русскими домами. Если вам удастся сфотографировать — выкладывайте сюда, будем любоваться и расшифровывать символы орнаментов вместе!
наследие
subscribe.ru
Наличники на окна — фото вариантов, шаблоны. Как сделать деревянные резные наличники своими руками?
Когда речь заходит о наличниках на окна, то первое, что всплывает в памяти – это деревянный домик в деревне у бабушки с резным обрамлением окон на фасадах.
Милые сердцу воспоминания. Испокон веков деревянная русская архитектура славилась разнообразием декоративной резьбы по дереву на фасадах зданий, а позднее и на оконных наличниках.
В каждом регионе (губернии, уезде) были свои мастера со своим стилем, отличавшимся от мастеров соседнего местечка.
«Наличник» — «на лице», украшение и функциональная часть окна на фасаде здания.
Сегодня любители и ценители русской архитектуры, энтузиасты, которым не безразлична история русского зодчества, путешествуя по регионам России, фотографируют окна с разнообразными наличниками (сохранившимися либо в ветхом состоянии) для того что бы потомки смогли их увидеть. В интернете можно встретить сайты этих людей.
Что же такое наличники на окна? В первую очередь это все же конструктивный элемент окна, закрывающий щель между проемом и оконной рамой, предотвращающий попадание в помещение пыли, защищающий от атмосферных осадков, шума, сквозняков.
Но в старину это еще была защита от сглаза, в причудливых узорах зашифровывались магические заклинания язычников, обереги в виде различных фигурок, только наносились они на подзоры, причелины, а впоследствии и на наличники окон. Узоры передавались из поколения в поколение, повторялись в вышивках на рушниках, одежде, придумывались новые рисунки.
Сегодня наличник стал носить больше функцию защиты жилого помещения от внешних атмосферных воздействий и украшения фасадов. Но мастера по-прежнему вкладывают в создание наличника любовь и знания, опираясь на опыт предков.
Разглядывая какое-нибудь понравившееся окно, обрамленное наличником, невольно сравниваешь его с лицом русской женщины прошлых веков. Даже верхнее убранство окна названо так же, как женский головной убор – «кокошник». Крестьянка имела более скромный убор, а дворянка более изысканный, богато украшенный камнями и вышивкой кокошник.
То же происходило и с окнами: разнообразные — простые и сложные формы, с богатой прорезной резьбой или совсем скромными формами. Нижняя часть окна украшалась «полотенчиком», словно рушник с хлебом-солью в женских руках.
Изготавливались наличники из пород деревьев устойчивых к атмосферным воздействиям и перепадам температур. Менее всего подвержена гниению лиственница, но эта порода не пригодна для изготовления резных ажурных накладок, так как достаточна хрупка. А вот липа — прекрасный материал для ажурного декора, мягкая, податливая, но требует специальной пропитки и обработки, так как легко впитывает влагу.
Древесина дуба – самая стойкая ко всем атмосферным воздействиям и перепадам температур, но тяжела в обработке. Зато изрядно потрудившись над этим материалом, вы получите долговечное изделие, которым будут любоваться не только ваши дети, но и внуки.
В настоящее время наличники изготавливают из дерева, композиционных материалов – ламинированных МДФ или фанеры, ПВХ, полиуретана и металла (алюминий, сталь).
Деревянные наличники наиболее экологичны, нарядны — прекрасное украшение бревенчатого дома, но менее долговечны. Однако при правильном уходе за ними прослужат достаточно долго. Периодически наличник нужно обрабатывать свежим слоем водостойкого лака или краской.
Наличники МДФ – это шпонированная различными породами дерева плита, декоративность заключается в цвете той или иной породы.
Пластиковые наличники изготавливаются из ПВХ, не подвержены гниению, чаще устанавливаются на пластиковые окна. Имеют широкий цветовой спектр устойчивый к ультрафиолету. Цвет наличника можно подобрать под цвет штукатурки или сайдинга, которым обшит дом, либо установить контрастными по отношению к фасадам.
Полиуретановые наличники легкие и неприхотливые в эксплуатации. Обрамить таким изделием можно окна округлой формы, что трудно сделать из других материалов.
Металлические наличники или нащельники устанавливают для защиты монтажного шва с внутренней или наружной стороны окна или двери, соединяя его с профильной коробкой в единое целое.
По способу установки наличники бывают накладными и телескопическими. Телескопический наличник имеет Г-образную форму, изготавливается из дерева, шпонированного МДФ, современный вид наличников. Преимущества его заключаются в способе монтажа – отсутствие следов крепежа (гвоздей, шурупов), он плотно входит в пазы оконной коробки.
Установленный на окно наличник станет не только функциональным элементом отделки, но и декоративной составляющей вашего фасада. Простые прямоугольные, резные или криволинейные арочные накладки на окна можно приобрести у производителей либо сделать наличники своими руками. Но изготовленные своими руками изделия станут визитной карточкой вашего дома и повысят вашу самооценку.
Изготовление и установка оконных наличников своими руками
Изготовить шаблоны для наличников и сами наличники можно собственными силами. Владея какой-либо компьютерной программой для черчения, можно сделать и рассчитать любой шаблон, подобрать масштаб и распечатать его на обычной бумаге формата А4. При этом не обязательно обладать какими-то художественными навыками, достаточно найти и загрузить понравившееся вам фото окна с узором или фрагмент рисунка в программу и обвести его, изменяя или копируя с точностью, а затем смасштабировать схему под ваши размеры окон.
Если у вас несколько типоразмеров окон, то рекомендуется выполнить схему с промежуточным раппортом, который может повторяться столько раз, сколько это необходимо. На представленной схеме видно, как это сделать.
Раппорт может повторяться из одинаковых элементов или двух фрагментов, расположенных поочередно.
Крепить можно гвоздями, саморезами или специальным синтетическим клеем. Стыкуют между собой горизонтальную и вертикальную части чаще под углом 45о, предварительно сделав запилы ножовкой, используя стусло.
Изготовить деревянные наличники можно несколькими способами.
Первый способ – прорезной наличник – пожалуй, самый декоративный и ажурный. Наличник из светлых тонов дерева или окрашенный белой краской на более темном фоне фасада смотрится очень изысканно и утонченно, как вологодское кружево. Есть в таком наличнике что-то загадочное и сказочное.
Следующий способ изготовления – накладная резьба. Отдельные вырезанные элементы накладываются (прибиваются или приклеиваются) на сплошную доску. Создается ощущение объемного рисунка. Таким образом, можно украсить простой в исполнении наличник.
Выступающую часть рисунка часто окрашивают в контрастный цвет или оттенок. Можно скомбинировать оба вида резьбы в одном изделии.
Существующие, но уже ветхие наличники можно отремонтировать, удалив старые элементы, которые невозможно восстановить, заменив их новыми. Очистить старую краску и покрасить свежим слоем влагостойкой краской для деревянных изделий или лаком.
Полезное видео по теме:
greensector.ru