АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Архитектура Древнерусского государства (X — XII века).
До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.
Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.
Основные памятники
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава — Чернигове — был заложен Спасо-Преображенский собор
(ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители прибыли из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.
Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благодаря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача — расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.
В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.
Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал — известняковую плиту.
Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская — только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.
Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.
Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось — вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.
Особенности архитектуры Древней Руси
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили греческие мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже — византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.
Византийские зодчие имели за своими плечами огромный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий — церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это заставляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.
Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.
w.histrf.ru
7 первых русских архитекторов | Русская семерка
У русской архитектуры все еще впереди. Вернемся к истокам — первые русские зодчие, которые своим примером доказали, что русская архитектура существовала, существует и, будем надеяться, будет существовать в будущем. В конце-концов, русские просторы — огромное поле для деятельности.
1
Федор Конь (1540-1606)
Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.
По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало – стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.
И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.
2
Дмитрий Ухтомский (1719-1774)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768
Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей Ухтомский считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам, ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке, считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную «команду». Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.
3
Василий Баженов (1737-1799)
Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.
Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно мало, а авторство большинства его проектов документально не подтверждено. Еще мальчиком, Баженова заметил известный архитектор Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего. Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем не много построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в Петербурге и др.
4
Матвей Казаков (1738-1812)
Петровский путевой дворец, 1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.
Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой «казаковской москвы».
Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о том, что пожар уничтожил его любимый город Казакову стало плохо и он скончался.
5
Осип Бове (1784-1834)
Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Во время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к северо-западу от Кремля. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.
6
Федор Шехтель (1859-1926)
Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.
Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.
7
Алексей Щусев (1873-1949)
Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг.
Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии — часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве).
Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала – этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.
russian7.ru
Деревянное зодчество Древней Руси и России
Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.
Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.
8 характеристик русского деревянного зодчества
- Бережное отношение к окружающей среде.
- Единственность строительного материала.
- Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
- Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
- Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
- Слияние практичности и красоты.
- Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
- Возможность разборки и перевозки.
Отношение к дереву русских зодчих
Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.
Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)
Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.
Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)
Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.
Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества
Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, церкви в Кижах без гвоздей реставрируют с использованием металлических гвоздей.
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье Почему в России гибнут старинные города разбираются причины такого удручающего положения.
Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.
Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.
План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье Ведические храмы древних славян. (Кликайте на картинку для просмотра.)
Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.
Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.
Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.
Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)
Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71673040
Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308
Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml
Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.
Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.
Основная форма деревянной постройки
Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.
Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)Что такое горница, хоромы, изба
Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей.
Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром ЕвстафьевымНесколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.
Клетский верх и крещатые бочки
«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).
Чем крыли крыши в Древней Руси
Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.
Почему говорят «срубить избу»
Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потму что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.
Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».
Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.
За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева
Деревянная церковь XIV века в Кижах.
Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)
Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.
Вышгороды и оборонительные постройки
«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.
Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».
Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Братский острог (1654 г.) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.
Памятники деревянного зодчества Руси
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.
Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)
Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)
Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521
Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)
Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
arhi1.ru
как назывались 1 строители в древней России?
Количество и состав строительных организаций. В ДРЕВНЕРУССКИХ письменных источниках нет никаких упоминаний о строительных организациях, поэтому все сведения о существовании, структуре и социальном облике таких организаций приходится извлекать из архитектурно-археологического изучения следов их деятельности, т. е. из изучения памятников. В научной литературе строительные организации Древней Руси обычно называют АРТЕЛЯМИ, хотя термин этот чисто условный, поскольку он гораздо более поздний. Очень вероятно, что в Древней Руси строительные организации носили наименование «ДРУЖИНА» . Во всяком случае в XIV — XV вв. АРТЕЛИ СТРОИТЕЛЕЙ и ЖИВОПИСЦЕВ уже безусловно называли дружинами. (Термин «ДРУЖИНА» в древнерусском языке обозначал «товарищи» , «спутники» , а также «строительная, живописная или иная организация» . В новгородском и псковском говорах даже в XIX в. производственная АРТЕЛЬ называлась дружиной. В литературе, посвященной истории древнерусского ЗОДЧЕСТВА, как правило, почти не уделяют места роли архитектора. Объясняется это прежде всего скудостью письменных данных о ЗОДЧИХ и строителях. В древнерусских летописях имеются многочисленные сведения о постройке церквей. При этом летописец довольно часто упоминал, какой князь заказывал церковь и какой епископ ее освящал. Сведения же о подлинных СТРОИТЕЛЯХ мало интересовали летописца и поэтому встречаются чрезвычайно редко. Для всего домонгольского периода русской истории мы знаем всего четыре имени ЗОДЧИХ: три упомянуты в летописи и одно известно из церковной литературы. Зато заказчик храма почти всегда назван в летописи его создателем. При этом обычно отмечается, что князь «заложил» церковь или «СОЗДАЛ» ее, реже — «поставил» . Так, в «Слове» пресвитера Илариона говорится о князе Ярославе Мудром, что он «создал» СОФИЙСКИЙ СОБОР. ИСТОЧНИК : (По книге, П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси) Основная ячейка строительного производства Древней Руси- называлась ДРУЖИНОЙ. В XIV-XV вв. такой ТЕРМИН по отношению к строительным организациям уже, применялся, а в Новгородском и Псковском говорах даже в XIX в. это название соответствовало производственной ячейке. Однако некоторая расплывчатость термина и отсутствие уверенности в правильности его применения заставляют нас условно называть строительные организации Древней Руси. Руси АРТЕЛЯМИ, используя более позднее определение, не встречающееся в древнерусских письменных источниках. Во главе ее стоял ЗОДЧИЙ. Письменные источники Древней Руси для его обозначения используют несколько терминов. Чаще всего употребляется термин «МАСТЕР» Так названы строитель новгородского собора Георгия в Юрьевом монастыре («мастер трудился Петр») , ЗОДЧИЙ — Кирилловской церкви в Новгороде («а мастер бяше Коров Якович») , ЗОДЧИЙ — Петр Милонег, строивший подпорную стену набережной Днепра у Выдубицкого монастыря в Киеве. Так же названы и ЗОДЧИЕ, строившие Десятинную церковь («мастери от грек») , Успенский собор КиевоПечерского монастыря («мастери церковний») , Успенский собор во Владимире («из всех земель все мастеры») . Впрочем, под термином «мастер» понимали не только ЗОДЧЕГО. При построении г. Холм летописцем упомянуты «мастера всяции» . Позднее, в XIV-XV вв. мастерами обычно называли ЗОДЧИХ, но были известны и «мастера всякие, спроста реци плотници и горнчары». Таким образом, термин «МАСТЕР» обозначал не только зодчего, но и всякого квалифицированного ремесленника. Другой термин, под которым более узко понимали только ЗОДЧЕГО, — ЗДАТЕЛЪ. Для строительства церкви Бориса и Глеба в Вышгороде князь Олег «привед зьдатели, повеле им здати». В Никоновской летописи, где несколько изменена формулировка «Повести временных лет» , при строительстве Десятинной церкви упомянуты «каменосечци и зиздателе полат каменных» . Иногда встречается термин «хитрец», которым, обозначали как ЗОДЧИХ, так и скульптороврезчиков: «двери же. . украшены… некимъ хытрецемь Авдьемь».
touch.otvet.mail.ru
Древнерусская архитектура фото и история — История архитектуры
Автор landingclub На чтение 8 мин. Опубликовано
Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.
Реконструкция Софии Киевской
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева
Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.
Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.
Спасо — реображенский собор в Чернигове
Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.
Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi
Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.
В XII в. в Новгороде была установлена республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.
Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.
София Новгородская
Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря
Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.
Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.
После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.
Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество
Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)
Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.
Московский Кремль и его знаменитые соборы
Владимир. Золотые ворота
В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.
Дмитриевский собор во Владимире
Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг
Успенский собор московского Кремля
1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти
Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.
Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций
Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг
Церковь Вознесения в Коломенском
В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,
Собор Василия Блаженного
Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.
Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план
XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.
Ярославль. Ансамбль в Коровниках
Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План
Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)
Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.
Собор на территории ростовского Кремля
arxipedia.ru
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ: maritana — LiveJournal
Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.
Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.
А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.
Архитектор не известен
Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.
Архитектор не известен
Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.
Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).
Архитектор не известен.
В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.
На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.
Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.
Архитектор не известен.
Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.
Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.
Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.
Архитектор не известен.
Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).
А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.
Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.
Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.
Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.
Архитектор М.А. Кузьмин.
А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.
Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».
Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.
Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.
maritana.livejournal.com
Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода
В списке древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до монгольского нашествия и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века.
Для каждой постройки указаны наименование, местонахождение, время возведения, степень сохранности (состояние), фотография (для объектов, по которым изображения доступны). Для удобства список разбит по историко-географическому принципу. Несохранившиеся постройки выделены серым цветом.
Киевская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Киев | 1017—1022 или до 1037. | Относительно высокая. В начале XVII века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид сильно изменён в XVII—XVIII веках: выстроена заново часть западной стены и галереи, достроены приделы с новыми большими куполами, сделана отделка в стиле украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века, граффити XI—XII веков. | |
2. | Золотые ворота | Киев | 1037. | Крайне низкая. Уцелели нижние части стен, встроенные в новодел 1982 года. Надвратная церковь Благовещения разрушена в древности. | |
3. | Успенский собор Киево-Печерского монастыря | Киев | 1073—1089, в 1230-е годы возведены вновь своды, глава и южная стена. | Взорван в 1941 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века — главным образом в алтарной части. | |
4. | Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря | Киев | ок. 1106. | Относительно высокая. Облик искажён отделкой фасадов и интерьера в стиле украинского барокко. | |
5. | Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря | Киев | 1070—1088. | Низкая. Сохранилась только западная половина: нартекс с хорами и западные столбы наоса, без сводов, включённые в церковь 1766—1769 гг. | |
6. | Собор архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря | Киев | 1108—1113. | Полностью уничтожен в 1936 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Часть мозаик уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли. | |
7. | Церковь Спаса на Берестове | Киев | Конец XI — начало XII века. | Низкая. Сохранилась западная часть, включённая в церковь XVII века. | |
8. | Церковь Успения на Подоле («Пирогоща») | Киев | 1131—1136. | До разрушения не сохраняла древних главы и сводов. Взорвана в 1935 г., восстановлена по современному проекту. | |
9. | Церковь Кирилла Александрийского | Киев | ок. 1140—1146. | Хорошая. Не сохранились верх главы и большая часть сводов. На рубеже XVII — XVIII веков переделана в стиле украинского барокко. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг. | |
10. | Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская) | Киев | 1182—1183. | Не сохранилась. Верхняя часть выстроена заново в конце XVII века, а в 1936 г. храм снесён. | |
11. | Церковь Василия Великого | Овруч | ок. 1190. | Средняя. Своды и купол — реконструкция Щусева, не отвечающая современным представлениям о первоначальной форме храма. | |
12. | Георгиевский (Успенский) собор | Канев | 1144. | Высокая. В начале XIX века переделана в ампирных формах — добавлены фронтоны и башни. |
Черниговская земля
Переяславская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Архангела Михаила («Юрьева божница») | Остёр | Рубеж XI—XII веков. | Низкая. Разрушена в XVIII веке. Сохранилась только апсида храма и часть фресок начала XII века. |
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Великий Новгород | 1045—1052. | Высокая. Неоднократно перестраивалась северная галерея. В 1893-1900 гг. собор был реставрирован В. В. Сусловым, что во многом определило его современный облик[1]. Внутри сохранились фрагменты фресок 1108 г. (в основном в барабане купола, образ Спаса Вседержителя погиб в Великую Отечественную войну), бронзовые врата 1-й половины XII в. Из собора происходит ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени. | |
2. | Николо-Дворищенский собор | Великий Новгород | Заложен в 1113. | Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (позакомарное покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в т.ч. шатровая колокольня конца XVII в. | |
3. | Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря | Великий Новгород | 1117—1122. | Высокая. Есть поздние пристройки. Искажена форма кровли. Частично сохранились фрески 1125 г. | |
4. | Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор — Мастер Пётр) | Великий Новгород | 1119—1130. | Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись придела в куполе над лестничной башней. | |
5. | Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине) | Великий Новгород | 1179. | Низкая. Своды, купол и вся западная часть здания построены в XVII веке. Сохранились боковые стены и алтарные апсиды (не на полную высоту). Во всех трех апсидах сохранились фрески 1189 г[2]. | |
6. | Церковь Рождества Богородицы на Перыни | Великий Новгород | 1220-е гг. | Высокая. В ходе реставрации возвращён первоначальный внешний вид. | |
7. | Церковь Кирилла Александрийского на Нелезине Кирилловского монастыря | Новгородский район | 1196. | Перестраивалась в XVII в. Верх храма выстроен вновь в 1754 г. Храм был уничтожен во время войны, ныне не существует. | |
8. | Церковь Спаса на Нередице | Великий Новгород | 1198. | Низкая. Сильно разрушена во время Великой Отечественной войны. Архитектура полностью восстановлена (утрачена большая часть фресок 1199 года). | |
9. | Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи) | Великий Новгород | 1185—1192. | Высокая. Местная администрация планирует реставрацию памятника. | |
10. | Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу | Великий Новгород | 1207. | Средняя. В 1345 г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г. Построена в архитектурных формах смоленского зодчества, во многом схожа со Свирской церковью в Смоленске | |
11. | Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря | Псков | 1130-е гг. | Высокая. | |
12. | Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря | Псков | До 1156. | Высокая. Внешний облик искажён (планируется реставрация). Практически полностью сохранился ансамбль фресок, созданных одновременно с храмом греческими мастерами. | |
13. | Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря | Старая Русса | 1198. | Сильно перестроен в XV — XVII веках, от древнего храма уцелели нижние части стен. | |
14. | Успенская церковь Успенского Староладожского монастыря | Старая Ладога | 1160-е гг. | Высокая. | |
15. | Георгиевская церковь | Старая Ладога | ок. 1165. | Высокая. Крупные фрагменты фресок XII века. |
Владимиро-Суздальская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Спасо-Преображенский собор | Переславль-Залесский | 1152—1157. | Высокая. До 1891 г. сохранялись крупные фрагменты фресок (единственный уцелевший до настоящего времени фрагмент в ГИМе). | |
2. | Церковь Бориса и Глеба | Кидекша | 1152—1157. | Средняя. В 1660-е гг. утрачены своды, глава и апсиды. Сохранились фрагменты фресок XII в. | |
3. | Успенский собор | Владимир | 1158—1160 и 1186—1189 гг. | Высокая. В интерьере фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. В XIX веке пристроены притвор и колокольня. | |
4. | Золотые ворота | Владимир | 1158—1164. | Средняя. Своды и надвратная церковь Ризположения выстроены заново в 1795—1810. По бокам пристроены кордегардии. | |
5. | Димитриевский собор | Владимир | 1194 — 1197. | Хорошая. В ходе ошибочной «реставрации» 1837 г. уничтожены галереи и лестничные башни, пристроенные к собору в начале XIII века. | |
6. | Собор Богородице-Рождественского монастыря | Владимир | 1190 — 1192. | Белокаменный собор существовал до 1860 года, когда был разобран и вновь выстроен из кирпича Н.А.Артлебеном (своды были переложены из кирпича в XVII в.). Новодел уничтожен в советское время вместе с подлинной шатровой колокольней XVII века. Современный собор совершенно не похож на своего предшественника. | |
7. | Успенский собор Княгинина монастыря | Владимир | 1200—1202 | Изначально кирпичная церковь, выстроена заново ок. 1500. От древнего храма уцелели нижние части стен. | |
8. | Дворец Андрея Боголюбского | Боголюбово | Заложен в 1158 году, с XIII века занят монастырём. | Низкая. Сохранилась лестничная башня (в XVIII веке перестроена в шатровую колокольню) и переход на хоры храма. От церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 г., сохранилась только цокольная часть. | |
9. | Храм Покрова на Нерли | Близ Боголюбово | 1165—1166. | Хорошая. Утрачены галереи. | |
10. | Успенский собор | Ростов | 1161—1163, 1213—1231. | Собор выстроен вновь в начале XVI века. Под землей обнаружен древний Леонтьевский придел, расположенный в южной апсиде существующего храма. | |
11. | Рождественский собор | Суздаль | До 1105 (кирпичный), вновь выстроен в 1222—1225 (белокаменный). | Средняя. Сохранился до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно. Уцелели часть фресок 1233 г., а также «золотые врата» XIII века в западном портале и южном притворе. | |
12. | Георгиевский собор | Юрьев-Польской | 1152—1157, вновь выстроен в 1234. | Средняя. Обрушился при Иване III. Восстановлен под руководством Ермолина без соблюдения прежних пропорций. Скульптурный декор перепутан. Нижние части здания сохранились неравномерно, верхняя их часть ограничена аркатурным поясом. |
Смоленская земля
Основная статья: Архитектура Смоленского княжества
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Петра и Павла | Смоленск | ок. 1146, в конце XII в. обстроен галереями. | Хорошая. Галереи уничтожены давно, верх барабана рухнул в 1812. К 1963 г. реставрирован в первоначальных формах П.Д.Барановским. | |
2. | Церковь Иоанна Богослова | Смоленск | 1176—1180. | Имеет вид XVIII века. Уцелела от древнего храма только коробка стен. Галереи, приделы, своды, столбы и глава не сохранились. Изначально повторяла архитектуру Петропавловской церкви. | |
3. | Церковь Михаила Архангела («Свирская») | Смоленск | 1180—1197. | Относительно высокая. Верхние части здания искажены, своды почти все переложены. |
Полоцкая земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Полоцк | Середина XI века. | Крайне низкая. Сохранились только апсиды и нижние части западной стены, встроенные в барочную базилику 1750-х гг. | |
2. | Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефросиниевского монастыря | Полоцк | Середина XII века. | Относительно высокая. Внешний облик сильно искажен в Новое время. Внутри сохранились фрески XII века (идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи). | |
3. | Благовещенская церковь | Витебск | Середина XII века. | Не сохранила главы и сводов, а в 1961 г. разрушена. Восстановлена из современных материалов. В ныне существующей построке сохранились подлинные фрагменты западной и южной стен. | |
4. | Борисоглебская церковь «на Коложе» | Гродно | 1180-е гг. | Сохранилась не полностью: её своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853. |
Волынская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Успенский собор | Владимир-Волынский | 1160. | Средняя. Утрачены почти все своды и глава. Реконструкция 1900 г. (Котов) не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма. |
Галицкая земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Святого Пантелеимона | Галич | ок. 1200. | Средняя. Верхняя часть, включая своды, уничтожена при перестройке в костёл в 1611 г. Недавняя реконструкция не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма. |
См. также
Источники
Примечания
dic.academic.ru