Стиль архитектуры русский – Неорусский и псеводрусский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга. ТОП 5 памятников данного зодчества: alkopona — LiveJournal

Псевдорусский стиль — Википедия

Псевдорусский стиль (Неорусский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры[1]. Разновидность «национального романтизма»[2].

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями — от архитектурного романтизма первой половины XIX века до стиля модерн[1].

Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы

[3].

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры[4]. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов[5].

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) — в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком — «ложнорусский стиль»

[6][7][8].

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название — новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна[9][8][10][11]. По мнению Д. В. Сарабьянова, неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность[12]. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя

[13][14]. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство.<…> Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. <…> …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. <…> Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников

[15].

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними — это линия, разделяющая эклектику и модерн»[16].

Русско-византийский стиль[править | править код]

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Первым примером сооружений в этом стиле считается православный храм Александра Невского в Потсдаме по проекту Василия Стасова. Освящение храма произошло в сентябре 1829 года[1].

Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею о преемственности между Византией и Россией[1]

. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Подражание древнерусскому зодчеству[править | править код]

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры[1]. Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим пластам, М. Д. Быковский говорил[17]:

«Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную».

В рамках данного направления возведены многие постройки Алексея Горностаева и Николая Никитина (деревянная «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве)

[1].

В конце XIX века[править | править код]

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков[1]. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом[1]. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества

[1]. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки[1]. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках»[2], в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы[2].

В начале XX века[править | править код]

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление псевдорусского стиля как самостоятельное[18]). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве)

[2].

Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года (англ.). Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве[2].

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании

[19].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ирина Блохина. Псевдорусский стиль. — Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — С. 342. — 400 с. — ISBN 978-5-17-085217-8.
  2. 1 2 3 4 5 Лисовский, 2009.
  3. ↑ Борисова, 1979, с. 220.
  4. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 220.
  5. ↑ Борисова, 1979, с. 122, 220.
  6. ↑ Борисова, 1979, с. 221.
  7. ↑ Курбатов, 1910, с. 311.
  8. 1 2 Печенкин И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. — СПб: Коло, 2014. — Вып. 60. — С. 241—251.
  9. ↑ Кириченко, 1978, с. 328.
  10. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Прогресс-Традиция, 2001. — Т. I. — С. 147. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89826-096-X.
  11. Иконников А. В. Архитектура Москвы XX век. — Московский рабочий, 1984. — С. 26. — 222 с.
  12. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 286. — 321 с.
  13. Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 19, 66. — 792 с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  14. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 143.
  15. ↑ Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 45. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  16. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало XX века. — М.: Искусство — XXI век, 2003. — С. 218. — 296 с. — ISBN 5-98051-007-9.
  17. Валерий Агронский. Архитектура России. — М.: Эксмо, 2017. — С. 145. — 304 с. — ISBN 978-5-699-88361-5.
  18. ↑ Неорусский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь — Артишок (рус.). artishock.org. Дата обращения 31 марта 2018.
  19. ↑ История Санкт-Петербурга XVIII—XX вв. Стиль модерн в архитектуре Петербурга. Часть III — Заключение (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2009. Архивировано 4 октября 2009 года.
  • Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики / Министерство культуры РФ; Российский институт культурологии. — М.: Научный мир, 2009. — 368 с., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91522-078-1.
  • Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.
  • Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
  • Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX вв.. — М.: Наука, 1971. — 239 с.
  • Ильин М. А., Борисова Е. А. Архитектура [2-й пол. 19 в.] // История русского искусства, т. 9, книга 2. — М., 1965.
  • Кириченко Е. И. Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв. // Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3. — М., 1971.
  • Кириченко Е.И. Русский стиль : Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-нач. XX в. М. : Галарт : АСТ, Б. г. (1997).
  • Кириченко Е. И. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.
  • Курбатов В. Я. О русском стиле для современных построек // Зодчий. — 1910. — № 30. — С. 311.
  • Лисовский Владимир. VII // Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — 567 с.
  • Марина Воронежская. Русский стиль в архитектуре // Собственник, 25 января 2007.
  • Макарова Виктория Владимировна. Псевдорусский стиль. — Стили интерьера. — Спб.: БХВ-Петербург, 2011. — С. 36—40. — 160 с. — (Внесерийные книги). — ISBN 5977507380.
  • Русский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Неорусский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Русский стиль (архитектура) Википедия

Псевдорусский стиль (Неорусский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры[1]. Разновидность «национального романтизма»[2].

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями — от архитектурного романтизма первой половины XIX века до стиля модерн[1].

Терминология

Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы[3].

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры[4]. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов[5].

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) — в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком — «ложнорусский стиль»[6][7][8].

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название — новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна[9][8][10][11]. По мнению Д. В. Сарабьянова, неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность[12]. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя[13][14]. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство.<…> Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. <…> …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. <…> Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников[15].

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними — это линия, разделяющая эклектику и модерн»[16].

Особенности стиля

Русско-византийский стиль

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Первым примером сооружений в этом стиле считается православный храм Александра Невского в Потсдаме по проекту Василия Стасова. Освящение храма произошло в сентябре 1829 года[1].

Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею о преемственности между Византией и Россией[1]. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Подражание древнерусскому зодчеству

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры[1]. Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим пластам, М. Д. Быковский говорил[17]:

«Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную».

В рамках данного направления возведены многие постройки Алексея Горностаева и Николая Никитина (деревянная «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве)[1].

Развитие

В конце XIX века

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков[1]. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом[1]. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества[1]. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки[1]. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках»[2], в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы[2].

В начале XX века

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление псевдорусского стиля как самостоятельное[18]). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве)[2].

Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года (англ.). Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве[2].

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании[19].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ирина Блохина. Псевдорусский стиль. — Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — С. 342. — 400 с. — ISBN 978-5-17-085217-8.
  2. 1 2 3 4 5 Лисовский, 2009.
  3. ↑ Борисова, 1979, с. 220.
  4. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 220.
  5. ↑ Борисова, 1979, с. 122, 220.
  6. ↑ Борисова, 1979, с. 221.
  7. ↑ Курбатов, 1910, с. 311.
  8. 1 2 Печенкин И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. — СПб: Коло, 2014. — Вып. 60. — С. 241—251.
  9. ↑ Кириченко, 1978, с. 328.
  10. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Прогресс-Традиция, 2001. — Т. I. — С. 147. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89826-096-X.
  11. Иконников А. В. Архитектура Москвы XX век. — Московский рабочий, 1984. — С. 26. — 222 с.
  12. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 286. — 321 с.
  13. Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 19, 66. — 792 с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  14. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 143.
  15. ↑ Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 45. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  16. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало XX века. — М.: Искусство — XXI век, 2003. — С. 218. — 296 с. — ISBN 5-98051-007-9.
  17. Валерий Агронский. Архитектура России. — М.: Эксмо, 2017. — С. 145. — 304 с. — ISBN 978-5-699-88361-5.
  18. ↑ Неорусский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь — Артишок (рус.). artishock.org. Дата обращения 31 марта 2018.
  19. ↑ История Санкт-Петербурга XVIII—XX вв. Стиль модерн в архитектуре Петербурга. Часть III — Заключение (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2009. Архивировано 4 октября 2009 года.

Литература

  • Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики / Министерство культуры РФ; Российский институт культурологии. — М.: Научный мир, 2009. — 368 с., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91522-078-1.
  • Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.
  • Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
  • Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX вв.. — М.: Наука, 1971. — 239 с.
  • Ильин М. А., Борисова Е. А. Архитектура [2-й пол. 19 в.] // История русского искусства, т. 9, книга 2. — М., 1965.
  • Кириченко Е. И. Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв. // Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3. — М., 1971.
  • Кириченко Е.И. Русский стиль : Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-нач. XX в. М. : Галарт : АСТ, Б. г. (1997).
  • Кириченко Е. И. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.
  • Курбатов В. Я. О русском стиле для современных построек // Зодчий. — 1910. — № 30. — С. 311.
  • Лисовский Владимир. VII // Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — 567 с.
  • Марина Воронежская. Русский стиль в архитектуре // Собственник, 25 января 2007.
  • Макарова Виктория Владимировна. Псевдорусский стиль. — Стили интерьера. — Спб.: БХВ-Петербург, 2011. — С. 36—40. — 160 с. — (Внесерийные книги). — ISBN 5977507380.
  • Русский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Неорусский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Ссылки

Небольшой архитектурный ликбез. Часть 9: Псевдорусский стиль и эклектика в России

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

    Псевдорусский стиль, как проявление историзма в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX — начала ХХ века.
    Часто псевдорусский стиль называют также «неорусским» или «русско-византийским» стялями, что объясняется заимствованием им архитектурных форм как древнерусского, так и византийского зодчества.

Дом Игумнова на Большой Якиманке в Москве
(арх. Н. Поздеев, 1888 — 1895 гг.):

  В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона.

Большой Кремлевский дворец (1838 — 1849 гг.):

Боголюбский собор (1866 г.):

Храм Христа Спасителя (1839 — 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.):

К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие.

    Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев. Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе — Успенский собор в Хельсинки:

В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI — XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура.

    Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются:

Здание Верхних торговых рядов,
построенное А. Н. Померанцевым в 1890 — 1893 гг.:

Исторический музей на Красной площади в Москве
(В. О. Шервуд,1875 — 1881 гг.):

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге
(А. А. Парланд, 1883 — 1907 гг.):

    Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 — 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино:

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте
рядом с Аничковым мостом
(А. И. Штакеншнейдер, 1847 — 1848 гг.):

Построенный в 1898 — 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном
в неоклассическом стиле Музей изящных искусств:

Здание универсального магазина «Мюр и Мерилиз» на Петровке,
построенное Р. И. Клейном в неоготическом стиле (английская готика)
в 1900 — 1908 гг.:


      На смену эклектике в конце XIX — начале ХХ века приходит модерн, имеющий в России свои характерные особенности. Именно этому русскому модерну будет посвящена следующая — десятая часть нашего архитектурного ликбеза.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Неорусский стиль в архитектуре [История и обзор проектов]

Русский стиль сочетается с неоготикой

Неорусский стиль – одно из ярких направлений русской архитектуры, первое проявление модерна. Течение свободно интерпретирует мотивы древнерусского искусства и элементы гротеска, европейского романтизма и прообразы построек домонгольского периода.

Содержание:

Эклектичный русский стиль выделяется характерными яркими деталями

Зарождение стиля

Место неорусского стиля в архитектуре вызывает множество споров. Одни историки считают его частью псевдорусского стиля, который является предшественником. Другие же не признают преемственность и утверждают, что неорусский стиль обладает собственной уникальностью и целостностью. Также существует мнение, что неорусский стиль – это предтеча модерна, так как направление появилось на рубеже XIX-XX веков, когда архитекторы пребывали в поиске национального стиля.

Обратите внимание! Зарождение неорусского течения напрямую связано с псевдорусским стилем, который начал развиваться в середине XIX века.

В то время велось активное изучение технологии строительства церквей, сбор народной утвари, произведений из стекла и воспроизведение деревянной резьбы. Эти действия были направлены на изучение русских традиций и культуры с целью дальнейшего применения в архитектуре. Изначально неорусский стиль шел по пути эклектичности, пытаясь найти свою дорогу.

В период становления он использовал богатую дробную декорацию, вдохновляясь мотивами зодчества XVI-XVII веков. В работе над планировкой за основу брались «палатные» и «хоромные» сооружения мастеров Древней Руси. Однако к концу XIX века развитие национально-романтического направления существенно меняется. Отменяется культ детали, и увлечение приемами древнерусского зодчества переходит в интерес к другому мастерству – севера России, Владимиро-Суздальской земли.

  • Это переосмысление стало отправной точкой перехода от эклектики к модерну. Так зародился новый вид национального направления в архитектуре под названием неорусский стиль.

Измайловский Кремль – уютный уголок допетровской Москвы

Особенности неорусского стиля

Несмотря на принадлежность неорусского направления к модерну и псевдорусскому течению, он имеет существенные отличия, что выделяет его в самостоятельный стиль. От модерна его отличает маскировка внутренней конструкции строения, а также утилитарное назначение, оформленное в причудливо-сложную орнаментацию.

На заметку! Главное отличие от псевдорусского стиля заключается в использовании свободных вариаций для передачи духа Древней Руси. В то время как ложнорусский натуралистично копировал все детали зодчества Руси.

Неорусский стиль довольно точно отражает традиции и культуру национального зодчества. Он отличается рядом особенностей:

  1. В качестве ориентира использует древнее народное творчество, которое лежит в основе стилистических особенностей современной культуры. Связь старых традиций с появившимся модерном раскрыла новые черты и стала выражением национального самосознания, самобытности.
  2. Применяет обобщенные мотивы, творческую стилизацию прототипа, основные принципы образования формы, объемов и пластичности вместо точного копирования.
  3. Имеет ощутимую связь с религией и философией, в основе которой лежит теория, предполагающая возможность единения интеллигенции с народом при помощи православия.
  4. Сочетает пластическую архитектурную массу с отдельно прорисованными деталями. Баланс, равновесие столь несочетаемых компонентов дает архитектуре уникальный эмоциональный настрой.

Стиль олицетворяет пристрастие к богатой и дробной декорации

Высокие потолки характерны для внутреннего строения здания

На заметку! Лучшие творения мастеров неорусского стиля имеют сегодня ярко выраженную особенность – выход за рамки отечественных традиций. Это способствует мировому признанию представителей школы модерна.

Представители неорусского стиля

  • Центром появления неорусского стиля считают Абрамцевский художественный кружок, в котором состояли известные художники тех времен.

Работая преимущественно в театре, они занимались декорациями, создавая атмосферу и быт Древней Руси для спектаклей. Инициатором нового направления считают Виктора Васнецова, который в своих картинах отражал красоту древнерусской архитектуры.

Храм Димитрия Солунского в Берёзовке. Архитектор – Александр Никанорович Померанцев

По его проекту был создан фасад Третьяковской галереи, сочетающей в себе причудливые формы с гладью и спокойствием кирпичных стен. Огромную роль в формировании стиля сыграл архитектор Алексей Щусев, вдохновлявшийся древнерусским зодчеством Новгорода и Пскова. Его ранняя работа – храм-памятник на Куликовом поле – посвящена победе над монголо-татарами.

  • Самое значимое произведение архитектора Щусева – Казанский вокзал в Москве.

Также он построил не менее знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. В том же направлении работали зодчие Владимир Покровский и Сергей Малютин. Покровскому принадлежит проект здания Ссудной кассы, а Малютин создал целый ряд памятников и архитектурных построек в Москве.

Дом купца Игумнова в Ярославле

Дом в неорусском стиле

Чтобы оформить дом в неорусском стиле, необходимо отказаться от фасада стандартной формы. В те времена применяли массивные увесистые конструкции преимущественно из дерева. Можно оформить стены и потолок византийским орнаментом, придав дому особую неповторимую атмосферу.

Внимание! Важным декором фасада был резной наличник, который также использовали для внутренней отделки окон и зеркал.

Резьба по дереву – один из основных атрибутов стиля

Для отделки дома нередко применяли узорчатую фурнитуру, схожую с резьбой по дереву. Для создания накладок применялись бронзовые сплавы, железо. Украсить интерьер можно при помощи арок или скульптур. Для неорусского стиля подходят скульптуры греческих богов или простых жителей прошлых веков.

В то время особенно была в ходу древесина, поэтому дома строились из дерева, украшались резьбой. Мебель также была деревянной, она обладала простыми формами и массивностью. Стулья, шкафы и стол были большими, устойчивыми и крепко сбитыми.

На заметку! Часто в домах использовали лавки, этот атрибут становился неизменным предметом традиционной избы.

Украшенный росписью сундук в доме также занимал особое место – выполнял роль хранителя культуры и древних традиций. Он укреплялся железными полосами и олицетворял собой надежное, самобытное хранилище.

Камин с мозаичной отделкой – классический русский аксессуар

Русский колорит в интерьере

Историзм в России — Википедия

Историзм в России — разнообразные направления историзма архитектуре России. Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной. Первыми появились исторические стили: египтизирующий, неоготика и шинуазри. Затем разработаны стили: псевдорусский, неовизантийский, неомавританский, неоренессанс, необарокко, элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили, например неороманский, использовались редко. В XIX веке появились также эклектицизм и неоромантические тенденции в архитектуре, а в начале XX века так называемый ретроспективизм. Последним доминирующим направлением в русском историзме иногда рассматривается[кем?] архитектура соцреализма.

Неорусский, неовизантийский и соцреалистический стили, наряду с классицизмом, получили официальный статус в истории России[1]. Некоторые исторические стили нашли своё отражение также и в остальных областях искусства и ремёсел в России, в частности, скульптуре, живописи, графике, мебели, золочении, керамике[2][3].

Египтизирующий стиль появился в России в период петровского барокко. Старейший сохранившийся пример — фонтан Пирамида в Петергофе (1721—1724), замысел которого возник у Петра I. Затем сооружены ряд объектов в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Павловске и Гатчине: надгробия, обелиски, ворота и памятники в форме пирамиды, мосты, скульптуры сфинксов, фараонов и т. д. В 1785 году Николай Львов построил колокольню церкви Святой Троицы в Санкт-Петербурге, которая по данным различных источников, результатом вдохновения пирамида Цестия в Риме или формой пасхи[4]. Подобными объектами являются церковь святителя Николая в Севастополе (1857—1870) и часовня Александра Невского в Москве (1891). Расцвет египтизирующего стиля наступил в период империи. В частности построены египетский павильон на улице Голицыных в Кузьминках (1813), эллинизированный пирамидальных храм в память о солдатах, погибших при взятии Казани в 1552 году, расположенный на острове с собственным причалом (1813—1823), Египетские ворота Царского Села (1829), Египетский мост (1825—1826) и Пристань со Сфинксами (1833—1834) в Санкт-Петербурге. В 1913—1914 годы Леонид Чернышёв построил здание Краеведческого Музея в Красноярске, представляющий собой наиболее сложный пример египтизирующего стиля в России[5].

Дальнейшее развитие египтизирующего стиля произошло в советский период с 1920-х годов до 1950 годов. Образцами данной архитектуры являются Мавзолей Ленина, «египетские» станции метро в Москве и главный вход в здание МИД в Москве[5].

Во второй половине XVIII века появился стиль шинуазри (китайщина) — эклектичный стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, — стилизация китайской культуры. Ярким примером шинуазри в России и Европе выступает Китайская деревня с Китайским театром и другими объектами в Царском Селе, построенные по заказу Екатерины II. Другой пример — Китайский Дворец в Ораниенбауме в стиле рококо (1762—1768). Особенностью этого течения были так называемые китайские покои в стиле барокко и усадьбы русской аристократии в стиле рококо, например, Китайский зал, Синяя комната и комната Александра I в Большом Екатерининском дворце в Царском Селе. Другие постройки в стиле шинуазри появились вместе с ростом российско-китайской торговли в XIX веке (например, китайский квартал на ярмарке в Нижнем Новгороде, где продавались преимущественно китайские товары)[6].

Наряду с шинуазри развивалось и подлинно буддийское искусство. В 1909—1915 годы построен буддийский храм в Санкт-Петербурге. В работу над проектом были вовлечены превосходные тогдашние российские ориенталисты и архитекторы[7]. Редким примером индо-сарацинского стиля является индуистский храм в Лахте в Санкт-Петербурге.

Неомавританский стиль появился в эпоху романтизма 1820 — 1850 годов, и с 1880-х годов до 1917 года развивался под влиянием неоромантизма. К основным примерам относятся, в частности, Дворец Воронцова в Алупке (1828—1855), Дворец Дюльбер в Кореизе (XIX век, Николай Краснов), Турецкая баня в Царском Селе (1852) и Филармония в Одессе (1894—1898), которая архитектурной формой напоминает Дворец дожей в Венеции. Он часто соединяется с другими стилями, в рамках эклектизма: неоромантизомом, неовизантийским стилем (например, Императорский театр в Тбилиси 1896 года, Тифлисский железнодорожный вокзал в Баку 1878—1884 годов, в стиле поздней мануэлинской готики (например, Особняк Арсения Морозова в Москве 1895—1899 годов) и исламской архитектурой.

Неомавританские синагоги[править | править код]

Во второй половине XIX века и в начале XX века неомавританский стиль стал стилем синагог царской России. В этом стиле были построены: синагога в Таганроге (1859—1876), Солдатская синагога в Ростове-на-Дону (1872), Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893), Томская хоральная синагога (1902), Самарская хоральная синагога (1903—1908), несохранившаяся Смоленская хоральная синагога, Челябинская синагога (1903—1905), Минская хоральная синагога (белор.) (1906), Галицкая синагога в Киеве (1909). В этом стиле была возведена также Харьковская хоральная синагога (1913), являвшаяся крупнейшей синагогой Российской Империи и второй по величине синагогой в плане объёма в Европе после Большой синагоги в Будапеште.

Неомавританские мечети[править | править код]

Характерные для исламского искусства в России народные и российские элементы, а также эклектические (например, Мечеть Мухтарова во Владикавказе 1908 года, казанские мечети Азимовская, Бурнаевская и Султановская второй половины XIX века) и модернистские тенденции (например, Санкт-Петербургская соборная мечеть 1909—1921 годов, спроектированная Николаем Васильевым) отличают её от арабского или турецкого исламского искусства[8][9][10].

Здания в неороманском стиле строились в России с XIX до начала XX века и относительно редко — в основном для протестантского религиозного меньшинства. К старейшим таким объектам относятся лютеранские церкви в Санкт-Петербурге, например, церковь Христа Спасителя (1845—1849), святого Апостола Иоанна (1859—1860), немецкий кальвинистской кирхи (1862) и церковь святой Екатерины (1863—1865)[11], протестантские храмы в Москве (например, собор святых Петра и Павла, 1903—1905) и некоторых других крупных городах (например, церковь святой Марии в Саратове, 1878). Уникальным проектом является Бродская синагога в Одессе (1840—1863) в флорентийско-романском стиле.

Исключением в рамках сегодняшней России является Калининградская область, с большом количеством сохранившихся неороманских, бывших немецких объектов, таких как Башня Дона (1852—1853), крепость Фридриха II (1843—1890), Кирха памяти королевы Луизы в Калининграде (1899—1901). Немецкой, особенно прусский, неоромантизм проявлялся в XIX веке в некоторых архитектурных проектах, построенных в псевдорусском стиле.

К редким примерам Советского неороманизма относится наблюдательная смотровая башня на горе Ахун в Сочи (1935—1936), построенная по проекту С. И. Воробьёва[12].

В отличие от собственно готики, неоготика пришла в Россию в период правления Екатерины II (1762—1796) и изначально совмещалась с элементами барокко, классицизма и гротеска. К ведущим неоготическим архитекторам относились: Юрий Фельтен, Василий Баженов и Матвей Казаков. Одним из первых примеров неоготики в России — Лютеранская кирха святой Екатерины в Архангельске (1768). Неоготический стиль в искусстве России стал активно развиваться с 1770-х годов. К наиболее заметным примерам относятся: Чесменский дворец в Санкт-Петербурге (1774—1777), Петровский путевой дворец в Москве (1776), Большой Царицынский дворец (1776), Чесменская церковь (1777) и Владимирская церковь в Быкове (1789). В течение всего XIX и начале XX века появился целый ряд недавно построенных руин, ворот, небольших замков и дворцов в духе романтизма, например, Ласточкино гнездо в Крыму (1911—1912). В 1820-е — 1830-е годы появились первые здания в стиле английской готики, например, Дворец Коттедж в Петергофе (1826—1829), часовня святого Александра Невского в Петергофе (1833) и железнодорожный вокзал «Новый Петергоф» (1857). Неоготический стиль иногда сочетался с другими стилями, например, необарочным, неомавританским и псевдорусским. Особенности эклектики с доминированием неоготики носят, в частности, Троицкая церковь в Гусе-Железном (1802—1866) и Дом Севастьянова в Екатеринбурге (1863).

Неоготический стиль стал одним из доминирующих в XIX веке в стиле католических костёлов в России. Первым католическим храмом в неоготическом стиле был, предположительно, церковь святого Георгия в Самаре (1854—1863). Наиболее выразительными неоготическими католическими храмами, построенными в европейской части России, были Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве (1899—1911) и Николаевский костёл в Киеве (1899—1909), а в части азиатской Католической церкви Пресвятой Богородицы (1909—1921). На рубеже XIX и XX веков многих российских архитекторов, создающих в неоготическом стиле были поляками по национальности, в том числе Фома Богданович-Дворжецкий, Владислав Городецкий, Иосиф Плошко.

Отдельный раздел составляют старые, немецкие готические постройки в Калининградской области: городские ворота (в том числе Фридландские, Бранденбургские, Росгартенские), церкви (например, Кирха Святого Семейства в Калининграде, Кирха Святого Адальберта в Калининграде, Кирха Розенау в Калининграде), госпитали (например, святой Елизаветы и святого Георгия в Калининграде) дом смотрителя мостов в Калининграде и другие.

Неоренессанс в XIX веке, так же, как необарокко, был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в рамках эклектизма. К зданиям с превосходящими неоренессансными характеристиками относятся, в частности: бывшая французская церковь святого Павла в Санкт-Петербурге (1839—1840, архитектор Гаральд Боссе), Московский железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге (1844—1851, архитектор Константин Тон) и Институт растениеводства им. Вавилова в Санкт-Петербурге (1844—1850, архитектор Николай Ефимов) и здание городской думы в Санкт-Петербурге (1847—1852, архитектор Николай Ефимов, позднее перестроен). К первым в целом неоренессансным сооружениям следует отнести Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1867—1872; архитектор Андрея Хуна) и Ливадийский дворец (XIX век; архитектор Николай Краснов).

Во второй половине XIX века в России появляется шатоэск, который опирался на архитектуру ренессансных замков в долины Луары. Примерами такого стиля являются: замок Мейендорф в Подушкине (1874—1875), Массандровский дворец в Крыму (1881—1902), усадьба Храповицкого в Муромцеве (1884—1906).

Примером ретроспективной ренессансной архитектуры начала XX века является дом Тарасова в Москве (1912). Неоренессанс, наряду с неоклассицизмом и другими стилями стал после 1917 года, стал одним из источников вдохновения для архитекторов, работавших в жанре соцреализма[13].

Необарокко в XIX веке был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в пределах эклектизма. К зданиям с преобладающими необарочными особенностями относятся, среди прочего, дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1846—1848), дворец Алфераки в Таганроге (1848) и дача княгини Зинаиды Юсуповой в Царском Селе (1856). Также появились проекты Ипполита Антоновича Монигетти в стиле, например, интерьер Екатерининского дворца в Царском Селе.

Возвращение в чистые барочные формы произошло с приходом ретроспективизма в 1900—1917 годах. Воскресенская церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (1901—1903) в стиле нарышкинского барокко, Церкви Пресвятой Богородицы в Плешивце (1902—1907) в стиле казацкого барокко с влиянием модерна и часовни при Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурга (1909) в стиле елизаветинского барокко[14].

Эклектические тенденции существовали в искусстве России всегда, однако только в XIX веке эклектика начала представлять отдельное, сознательное направление в русской архитектуре. Ранняя эклектика в России появилась в 1830 — 1860-е годы и была представлена изначально в основном светской архитектурой, но затем распространилась и на церковное искусство. К наиболее известным эклектичными зданиями относятся: дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге с явным доминирование стиля необарокко (1846—1848), католическая церковь святых Петра и Павла в Москве (1839—1845) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880) в русско-византийском стиле.

Ведущими представителями раннего эклектизма были: Андрей Иванович Штакеншнейдер, Михаил Доримедонтович Быковский и Константин Андреевич Тон, который создал эклектичный неорусский стиль, сочетавший в себе элементы в основном средневековой русской архитектуры и классицизма. Большинство российских необарочных или неоренессансных сооружений носят черты других стилей, однако они изначально использовались в отдельных проектах, не создавая новых форм. Зрелая эклектика в России приходится на 1870 — 1890-е годы. Ведущими представителями этого течения являются Александр Степанович Каминский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев и Дмитрий Николаевич Чичагов. Этот стиль характеризуется обилием декора, подчёркивая представительные формы. Архитектурные приёмы, используемые это этого каждый в своём историческом стиле, начали сочетаться вместе, создавая новые архитектурные формы, в основном на фасадах зданий. Также появились более оригинальные проекты, например, Верхние торговые ряды (1890—1893), являющиеся переплетением неорусского стиля, неоренессанса и структурной инженерии Владимира Григорьевича Шухова. Примером церковной эклектики является колокольня при церкви Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве (1890). Эклектизм появился в России также в архитектуре интерьера, мебели и других художественных ремёсел, черпая в конце XIX века многочисленные узоры из модернизма и в то же время воздействуя на него.

Начало поисков русского национального стиля[прояснить] восходят к периоду романтизма. В 1824 году выпущен первый в истории России альбом с 31 официально утверждёнными проектами сакральной[уточнить] архитектуры в духе классицизма. В начале 1826 года в ответ на многочисленные пожелания «снизу» Синод обратился к императору Николаю II с просьбой дополнить собрание образцовых проектов 1824 года несколькими новыми, составленными «по примеру древних православных церквей». Самыми старыми примерами поисков нового стиля являются русская колония Александровка в Потсдаме (1826—1827), церковь святого Александра Невского в Потсдаме (1826—1829) и несохранившаяся третья десятинная церковь в Киеве (1828—1842), спроектированная Василием Стасовым и носящая черты, как древней русской архитектуры, так и немецкого неоклассицизма.

Церковное строительство[править | править код]

Константин Андреевич Тон стал создателем и первым теоретиком псевдорусского стиля. Этот стиль разработан по просьбе Николая I[источник не указан 291 день] и является отсылкой к образцам древнерусского зодчества с соблюдением современных элементов, в основном, в стиле классицизма. Инициированный Тоном монументальный и эклектичный стиль вписался в поиски русского национального стиля и пользовался популярностью до 1870 годов.

К важнейшим церковным постройкам этого периода относятся: церковь святой Екатерины в Елизаветгофе (1830—1837), Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге (1834—1842) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880). Проекты Тона признаны указом 1841 года как «рекомендуемые» при строительстве православных церквей. С 1840-х годов усиливалась критика эклектичного, строгого и холодного стиля Константина Тона с большими или меньшими отклонениями от его проектов. К ранним примерам модификации проекта Тона относится Вознесенский собор в Ельце (1845—1889). Несмотря на критику архитектурного стиля Тона, он стал важным импульсом в развитии русского искусства, который обратил внимание строителей на традиционную православную архитектуру и повлиял на формирование «чистого» неорусского стиля в конце 1860-х годов. Многочисленные отсылки к этому стилю появились снова в 1898—1917 годы и после 1990 года.

Несмотря на интерес к византийскому искусству, которое поддержал Николай I в 1826 году, и указа 1841 года, в котором был сделан акцент на применении «по мере возможности» древних образцов византийских, стиль Тона 1830—1840 годов не проявлял никаких признаков византийских храмов. Неовизантийский стиль создан в России только в 1850-е годы. С тех пор он иногда сочетался с неорусским стилем, например, в столичном соборе Святой равной апостолам Марии Магдалены в Варшаве (1867—1869, архитектор Николай Сычёв) и соборе Александра Невского в Нижнем Новгороде (1868—1881). В 1840-е годы Тон начал проектирование новых шатровых храмов, включая Благовещенскую церковь Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге (1844—1849) и Богородице-Рождественский собор в Красноярске (1845—1861).

Алексей Максимович Горностаев, вдохновлённый древней архитектурой русского севера, обогатил псевдорусский стиль последующими традиционными элементами, отвергая большинство классицизирующих моделей Тона. Он спроектировал скит Святого Николая Валаамского монастыря (1851), Успенский собор Святогорской лавры (1859—1868) и Успенский собор в Хельсинки (1862—1868).

С конца 1860-х годов с общей тенденцией к отторжению элементов западного искусства неорусский стиль формируется с опорой на народную архитектуру, русскую архитектуру XVII века, а также в некоторых случаях, на древнерусскую архитектуру с некоторым влияниям византийской архитектуры, ренессанса, барокко, классицизма или модерна. К известным образцам такого стиля относятся: Александро-Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде (1867—1880), Спас на Крови в Санкт-Петербурге (1883—1907), Собор Петра и Павла в Петергофе (1895—1905).

В 1898 году в архитектуре церквей произошёл очередной поворот к русско-византийской архитектуре и модифицированному стилю Тона. Возводятся, в частности Богоявленский собор в Дорогомилове (1898—1910), собор Иверской иконы Божией Матери Перервинского монастыря (1904—1908), Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище (1907—1913), Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище в Москве (1914—1921).

С 1880-х годов до революции 1917 года в церковной архитектуре стали проявляться черты модерна, в основном в небольших проектах. Модерн не отрицал и не нарушал русскую православную архитектурную традицию, а служил её развитию с использованием современных технических и художественных решений в рамках традиционных форм. Примерами такого типа сооружений являются Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1881—1882) по проекту Виктора Васнецова, несохранившаяся деревянная Церковь всех святых в Надеждинске (1896—1898), церковь святого Духа в Талашкине (1902—1905), Храм Воскресения Христова в Сокольниках (1903—1912), храм Святой Троицы в Балакове (1908—1909), Марфо-Мариинская обитель в Москве (1908—1911), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте (1912—1913), деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице (1912—1914), Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913) и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913), который также является самым старым железобетонным храмом в России.

В начале XX века некоторые старообрядческие церкви начали строить в стиле модерна, к примеру, церковь Иконы Божией Матери «Знамение» в Санкт-Петербурге (1906—1907), построенный по проекту Дмитрия Крыжановского с собственной котельной, паровой системой обогрева стен и вентиляцией. К последующим принадлежали проекты Ильи Бондаренко, например, Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке в Москве (1911).

После падения коммунизма в 1991 году произошло возрождение псевдорусского стиля. Было восстановлено много разрушенных объектов, в том числе храм Христа Спасителя в Москве (1990—2000) и Большой Златоуст в Екатеринбурге (2006—2013), построен новый Благовещенский собор в Воронеже (1998—2009), Собор Святой Троицы в Магадане (2001—2008) и Спасо-Преображенский собор в Хабаровске (2001—2004). Появилось также несколько примеров модернизированного стиля русского, например, Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (1994—1995), церковь св. Пантелеймона в Ростове-на-Дону (1996—1997), церковь св. Петра в Санкт-Петербурге (2005—2010), часовня Святого Александра Невского в Королёве (1998—1999) и собор Христа Спасителя в Калининграде (2004—2006).

история возникновения, характерные черты :: SYL.ru

Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.

Понятие

Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.

псевдорусский стиль

В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый — вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш — это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.

русский стиль

В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.

Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.

Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.

Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

псевдорусский стиль в архитектуре

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Дальнейшее развитие

На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать «неорусским».

В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.

дом в псевдорусском стиле

Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.

Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.

Храмовые постройки

Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.

Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.

Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают «лицо» городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.

псевдорусский стиль храмы

Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.

Заключение

Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.

Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.

псевдорусский стиль черты

Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.

Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.

В поисках русского стиля: историзм как стиль в архитектуре

Во второй половине XIX века начинается мощное эстетическое движение — историзм. Он создал то архитектурное пространство городов, которое в наше время воспринимается как культурное наследие недавнего прошлого и нуждается во внимательном всматривании в него.

Точно обозначить временные границы развития этого стиля достаточно сложно. Общепринято обозначать время существования историзма периодом, начиная с 1830-х и по 1900-е годы. Такую периодизацию можно признать довольно условной, поскольку черты историзма возникают еще во времена господства ампира. Тем не менее, именно в это время историзм проявляет себя как стиль во всей полноте. Говорить о времени финальных этапов историзма еще сложнее, так как на рубеже веков в архитектуре не только России, но и Европы, начинает формироваться программа нового стиля модерн.

Первая половина XIX века была связана с появлением «национально-романтического» направления в русском искусстве. Вопросы архитектуры, как и других видов искусства, волновали русскую общественную мысль не меньше, чем политические преобразования и реформы. Небывалый расцвет в это время получает именно критико-публицистическое направление. Стоит отметить, что одной из наиболее характерных особенностей движения «национального стиля» можно считать теснейшую связь архитектурно-строительной практики, исторических исследований и теорий. Требования современности оказались одним из стимулов изучения тех или иных периодов в истории русской архитектуры.

Вместе с романтизмом в общественное сознание XIX века приходит новое чувство историзма, трактуемого как непрерывная изменчивость, постоянное становление. Историзм XIX века рожден ситуацией борьбы за национальную независимость и поисков самоопределения и самоидентификации. Проблемы Россия и Европа, допетровская Русь и новая Россия, Восток и Запад остаются животрепещущими на протяжении всего XIX столетия. Свой, неевропейский путь ассоциируется с развитием самобытных начал, заложенных в русском народе. Отсюда следует актуальность проблемы исторического будущего и неотделимой от неё проблемы национального стиля в архитектуре.

В связи с появлением нового метода проектирования, отхода от классицизма и утратой ордерными направлениями ведущей роли в архитектуре возник ряда вопросов. Какой должен быть новый стиль? Каков его характер? Какие идеи он должен выражать и каким образом? Актуальность этих вопросов выдвигала типичную для историзма проблему истолкования формы. За положениями любой архитектурной концепции различалась определённая программа социального преобразования страны. В архитектурной теории, как и в любой другой, виделось средство воплощения идеалов. В результате формы стилей прошлого, особенно заимствованные из древнерусской архитектуры, превращались в символ сложнейших историософских построений, а изъяснение их смысла составляло содержание работ многих авторов.

Интерес к национальной истории особенно широко был распространен в Москве, издревле воспринимавшейся как центр национальной культуры. В свою очередь, в инновациях северной столицы виделось явное европейское влияние. Московский историзм в этих условиях особенно активно начинает ориентироваться на прообразы древнерусской архитектуры. Тогда как в Петербурге национальный характер имела в основном архитектура православных церквей, в Москве национальная ветвь историзма получила широкое распространение во всех типах гражданской архитектуры — от частных особняков до государственных музеев.

Одним из первых архитектурных направлений в поиске национального стиля стал русско-византийский стиль, связанный с формированием правительственной доктрины официальной народности. Ранние примеры русско-византийского стиля связаны с творчеством К. А. Тона, которым были спроектированы ряд церквей и часовен в этом стиле — церковь Святой Екатерины в Петербурге, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, в том числе храм Христа Спасителя в Москве.

Причастность официально-национальной архитектуры того времени к византийской традиции принимались по началу как миф, не нуждающийся в подтверждении. Но уже в середине века безусловность этого мифа была подвергнута сомнениям в связи с изучением наследия связанных с Византией средневековых школ зодчества Армении и Грузии, а затем и византийской архитектуры на Балканах. Одним из первых исследователей русского искусства стал художник Г. Г. Гагарин. Вслед за Г. Г. Гагариным в научные экспедиции по Кавказу отправился архитектор Д. И. Гримм. Результатом его трудов стал альбом «Византийские памятники Армении и Грузии», вышедший в 1859 году. Таким образом, обнаружилась мнимость византинизма К. А. Тона. «Русско-византийский стиль» сменило византийское направление, проявившееся в культовой архитектуре 1860-х годов. К нему относятся такие проекты, как Греческая церковь (1861-1866 гг.) в Петербурге Р. И. Кузьмина, собор в Тифлисе (1866 г.) Д. И. Гримма, Владимирский собор (1862-1896 гг.) в Киеве И. В. Штрома.

Альтернативы официальной народности в архитектуре появились не ранее 1850‑х годов. Размышления славянофилов к этому времени уже могли опираться на результаты серьёзного изучения зодчества допетровского времени. Своеобразным манифестом славянофильства в архитектуре является «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве, построенная в 1850‑х годах архитектором Н. В. Никитиным. Прямым источником обновления архитектурного языка стало изобразительное и декоративно-прикладное искусство, резьба и роспись по дереву, вышивка и орнаментация тканей. В них видели главные мотивы, ассоциирующиеся с идеями народности.

Знаменательным этапом в истории «национально-романтического» движения в архитектуре явились 1870-е годы. В этот период были возведены такие крупные государственные сооружения как Политехнический и Исторический музеи. Концепция самобытности, имевшая большое значение для теории «национального стиля», вполне оформилась в это время и в значительной степени благодаря деятельности историка И. Е. Забелина. В связи с этим хотелось бы отметить журнал «Зодчий», который начало регулярно выпускать с 1872 года Общество архитекторов. Журнал быстро приобрел репутацию наиболее авторитетного в стране периодического издания по вопросам архитектуры. Наряду с различными темами, посвященными строительству (например, статьями о новом материале бетоне, новых конструкциях и строительной технике с подробными чертежами), на страницах этого журнала серьёзное внимание уделялось проблеме «национального стиля». В журнале публиковались отрывки из большой работы архитектора Льва Владимировича Даля «Историческое исследование памятников русского зодчества» и его же «Материалы для истории русского гражданского зодчества», статьи Николая Владимировича Султанова и Владимира Васильевича Суслова с приложениями, содержащими рисунки из научных экспедиций, а также конкурсные проекты различных архитекторов.

Итак, проявившаяся ещё в практике рубежа XVIII-XIX столетий проблема «национального стиля» привлекла к себе столь значительный общественный интерес во второй половине XIX века, какой не вызывали другие архитектурные направления. Это было связано с целым рядом специфических для России обстоятельств, в которых протекало социально-политическое развитие страны. Задача формирования национальной концепции в искусстве и в архитектуре решалась на основе освоения исторического материала. Выявив в памятниках прошлого именно те черты, которые могут быть охарактеризованы как национальные, можно было рассчитывать на то, что дальнейшее их воспроизведение и трансформация применительно к новым условиям позволит наделить таким же национальным качеством и вновь созданные произведения архитектуры. Зодчие начала XIX века ещё не могли опереться на достаточно солидную историческую базу, формирование которой только начиналось. Лишь позднее, к 1870-м годам, благодаря исследованиям не только архитекторов и художников, но и трудам профессиональных историков и археологов, был накоплен достаточно обширный фактический материал, позволивший перейти к созданию научной истории отечественного зодчества.

Немаловажной представляется проблема конкретных источников художественной стилистики. Использование исторического материала для разработки национального стиля требовало выяснения, по крайней мере, двух основных вопросов: какие именно памятники из всего наследия средневекового зодчества надлежало взять в качестве прототипов и какими методами вести эту разработку? По мнению большинства историков, такой национальной самобытности русское зодчество достигло в XVI и XVII веках, преодолев к этому времени влияние византийской и романской традиции. Одним из основных методов решения конкретных композиционных задач признавался типичный для историзма композиционный ход — от характерной «детали — знака» к общему образу здания. (Причём, если в начале 70‑х годов большой популярностью пользовались мотивы декоративно прикладного искусства, используемые в архитектуре, то к концу они были дополнены материалами изучения архитектурного наследия допетровской Руси). Триединство метода историзма, заключавшееся в неразрывной цепи «история-теория-практика», по-разному интерпретировалось зодчими, и в этом кроется основная особенность всей гаммы разнообразия в произведениях этого направления.

Архитектура историзма проявила себя как цельный художественный стиль, где были достигнуты определённые завоевания в области инженерии, строительства, проектирования и архитектурных композиций. Поиски национального стиля в архитектурной практике получили довольно широкое распространение и были связаны не только со стилистическими исканиями в архитектуре частного характера, но и воплотились в композиционном решении памятников государственного масштаба, таких как ансамбль Красной площади и здания музеев.

В контексте общего движения развития искусства, историзм занял свою позицию в неразрывной цепи истории искусства между классицизмом и модерном. На основе обширного накопленного исторического материала и опыта архитектурной практики к началу XX столетия «национально-романтические» искания привели к формированию «неорусского направления», в котором воплотились эстетические принципы стиля модерн.

Ольга Попова, искусствовед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *