Кемпер фото внутри: Дом на колесах, фото внутри и снаружи, 11 самых красивых домов на колесах, машина-дом и прицеп-дом на колесах

реальные фото, виды, примеры обустройства. Самый компактный автодом. Hobby Vantana, K55 Самые маленькие дома на колесах внутри и снаружи: фото

Культура домов на колесах в наше время развивается с каждым днем. Все благодаря тому, что новые модели кемперов и трейлеров выходят на рынок едва ли не каждую неделю. И это очень хорошо, ведь теперь они постепенно превращаются из дорогостоящей игрушки в то, что совсем скоро будет доступно каждой семье.

Конструкторы французской компании Baluchon похвастались новым малогабаритным домом на колесах, с буксировкой которого справится почти любой автомобиль. Дом получил название Intrepide и станет идеальным выбором, например, для семейной пары. Любопытно и то, что конструкция и обустройство мобильного жилища предусматривают возможность путешествия вместе с домашним животными.

У домика скромный и лаконичный внешний вид. При этом свое внутреннее пространство домик использует действительно с максимальной эффективностью.

А как может быть иначе, ведь делали его во Франции, а там действует невероятно строгий регламент в отношении буксируемого жилища, который не позволяет делать сколь-нибудь большие дома на колесах.

Внутри домика все достаточно «традиционно». Войдя через дверь, попадаешь в небольшое гостевое пространство. Здесь стоит диван, здесь же будет раскладывается и стол для еды. Сразу за ним идет кухня с раковиной, плитой и духовкой, холодильником и морозильной камерой, мусорной системой и набором более мелкой кухонной утвари. Один недостаток — мест для хранения не так уж много.

Сразу за кухней идет санузел с туалетом и душем. Здесь же рядом находится запас воды Intrepide. Наконец, можно подняться по лестнице наверх и оказаться на втором этаже. Там расположено спальное место и небольшой офис с розетками и столиком, за которым можно работать, даже будучи в путешествии.
















Россия в караванинге делает лишь первые неуверенные шажки.

Несколько лет назад крупнейший производитель автодомов и караванов в Европе компания Hymer даже открыла представительство в Москве, но позже покинула российский рынок ни с чем. Всему виной дефицит приличных дорог и придорожной инфраструктуры. И главное, далеко не блистательное финансовое благосостояние россиян, раскрывающееся лаконичной фразой «отложим до лучших времен». Ведь покупка движимого имущества иной раз сопоставима с покупкой приличной квартиры.

То ли дело за рубежом!

1. Сказочный. Мой дом — моя крепость

Это утверждение в прямом смысле подходит семейной паре из Новой Зеландии, собственноручно превратившей неказистого вида британский грузовичок Bedford в самую настоящую . Правда, в сложенном виде об этом напоминают лишь две башни, закрепленные в задней части автодома. Но когда на стоянке поднимают навес над крышей прицепа и надстройку над кабиной, раскладывают боковые стенки фургона и разворачивают во всей красе башенки, то перед глазами предстает средневековый замок из фэнтези.

Сказочный дом на колесах полностью автономен и не требует подключения к электропитанию. Вся необходимая ему энергия вырабатывается солнечными батареями, установленными на крыше, а для нагревания воды в дополнение к этому используют еще в случае необходимости газ и жар от небольшой печи-камина. Дождевая вода с крыши стекает в специальные резервуары, закрепленные под грузовиком.

Автором проекта и собственно прорабом и строителем в одном лице стал отец семейства Джастин Сизен, инженер по образованию. Он продумал буквально каждую мелочь. Внутри дома расположена гостиная и обеденная зона, полноразмерная кухня, ведь в молодой семье с маленьким ребенком любят готовить. В выдвижном чердаке над кабиной размещается уютная спальня. Поднимающийся над крышей шатровый навес превращает ее в просторную летнюю террасу с гамаком. Здесь же по просьбе Йолы, жены Джастина, установлена и ванна — прямо на открытом воздухе. В левой башенке обустроен туалет, в правой — душ. Любой на первый взгляд бесполезный уголок или ниша заполнены оригинальными встроенными выдвижными и вращающимися шкафчиками и полочками с подсветкой, где удобно и незаметно размещаются все вещи семьи. Необходимость в мобильном доме в семье Сизен появилась неслучайно. Йола — цирковая воздушная гимнастка и большую часть времени вынуждена проводить на гастролях.

2. Веселый. Паб, который всегда с тобой

Группа ирландских энтузиастов во главе с Джоном Уолшем решила совместить свою любовь к народным традициям с бизнесом и переоборудовала в 2014 году повидавший на своем веку 30-летний караван в деревенский паб. На все про все команде потребовалось четыре месяца работы и 20 тыс. евро.

Внешне питейное заведение на колесах точь-в-точь повторяет аккуратно выбеленный деревенский домик начала прошлого века с крышей из натурального сланца, печной трубой, дверью из двух половинок, камином. При длине 4,2 м и ширине 2,1 м в нем одновременно удобно размещается десять человек. Внутри все тоже оформлено как в старые добрые времена. Чтобы подчеркнуть дух времени и придать интерьеру винтажный вид, для отделки использовали специально состаренный ирландский дуб и сосну.

Оригинальный действующий паб на колесах сразу пришелся по душе всем в округе. После долгих лет забвения возрожденный веселый фургончик теперь просто нарасхват. Буквально не зная ни минуты покоя, он колесит по городам и весям Ирландии в качестве желанного гостя праздников, вечеринок и корпоративов. Для этого он оборудован всем необходимым: стаканами, бокалами, шейкерами, холодильниками, системой розлива напитков, музыкальной системой.

Единственное, о чем должны побеспокоиться арендаторы, так это о еде и напитках на свой вкус. Особенно понравился мобильный кабачок молодоженам, став настоящим гвоздем свадебных гуляний. Правда, стоимость его аренды кусается, составляя в будние дни 750 евро, а в выходные — 1500 евро. И это без учета стоимости транспортных расходов. Но радость и веселье, которые он доставляет людям, перекрывают этот маленький недостаток. Бизнес Джона Уолша пошел так хорошо, что теперь компания Shebeen занимается профессиональным переоборудованием караванов в пабы на колесах под заказ. Желающие могут выбирать из трех вариантов внутренней отделки: домики, крытые соломой, натуральным сланцем или оцинкованным железом. Максимальная цена собственного передвижного кабачка достигает 39 950 евро.

3. Фантастический. Дом, которого никогда не было

Приверженцы эпатажного стиля стимпанк (направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин) — большие любители шокировать публику странными арт-объектами, стилизуя их под эпоху британской королевы Виктории (1837–1901). Они утверждают, что черпают вдохновение для своих работ из произведений Жюля Верна и Герберта Уэллса. Поэтому свой уже успевший прославиться на весь мир дом на колесах под названием Neverwas Haul участники стимпанк-движения из Гибернийской Академии НеЕстественных Наук (Калифорния) соорудили в 2006 году именно в викторианском духе. Самоходное трехэтажное строение длиной 7,3 м, шириной 3,7 м и высотой 7,3 м, словно сошедшее со старинной черно-белой фотографии, установлено на базе пятиколесного трейлера и на 75% изготовлено из бывших в употреблении материалов и оборудования. Одна незадача: у страстных почитателей пара все сооружение пока приводит в движение дизельный мотор. Но авторы проекта мечтают со временем обязательно заменить его на настоящий паровой двигатель. Внутри «дома, которого никогда не было», размещаются только предметы и механизмы второй половины XIX века: оригинальные или новоделы. Необычное транспортное средство с вычурными башенками, паровыми трубами, балкончиками, верандой-мостиком, лесенками, громкоговорителями позапрошлого столетия путешествует по разным фестивалям, шоу-представлениям и ярмаркам. Кроме того, любой желающий может арендовать его для проведения свадеб, званых ужинов и других торжественных мероприятий.

4. Цыганский. Кочевать с комфортом

Цыганский автокараван от Джорджа Крофорда

Цыганские повозки, запряженные лошадьми, сотни лет служили жилищами для своих хозяев. Их романтичный вид, воплощающий кочевой дух, продолжает вдохновлять и некоторых современных автобродяг. К примеру, американец Джордж Крофорд, археолог по профессии, собственными руками соорудил на шасси грузового прицепа дом на колесах, стилизованный под цыганскую кибитку. Для этого ему потребовалась вагонная доска, фанера, металлопрофиль, крепеж, фурнитура, ну и, главное, несколько месяцев упорного труда. Весь процесс работы он . Внутри небольшого помещения с двумя окнами есть все необходимое для жизни двух-трех человек: двухъярусная кровать с выдвижным столиком, печка, многочисленные ящички-рундучки и полочки. Дом получился теплым и практичным. Джордж уже неоднократно проверял его на прочность в дальних поездках. Хотя внешне его детище, конечно, выглядит довольно аскетично, если сравнивать ее с яркими, даже в чем-то кичливыми творениями голландца Киса Хоекстра. Графический дизайнер-иллюстратор из Амстердама создал в 1992 году компанию Roulottes Gypsy Caravans по восстановлению, проектированию и строительству цыганских автокибиток, оборудованных всеми благами цивилизации. С тех пор восемьдесят его шедевров ручной работы разъехались по разным странам мира, и количество желающих их купить не иссякает.

5. Курьезный. С небес — на землю

Могли ли подозревать создатели Douglas DC-3, как лихо может измениться судьба одного из таких самолетов? В 1947 году при облете северной территории в Австралии из-за возгорания электропроводки произошла авиакатастрофа. Благодаря мастерству пилота все пассажиры на его борту выжили. А вот самому самолету повезло меньше — списанная в утиль машина была отправлена в Брисбен.

Авиакемпер с кузовом от Douglas DC-3 и его нынешний владелец Вернер Кролл

Там на свалке Douglas и приглянулся изобретательному Биллу Чатеру, простому судовому трубопроводчику. В 1950 году умелец в своей мастерской установил обрезанный фюзеляж самолета на грузовое шасси прицепа, сделав из него стильный кемпер. Многие годы Билл колесил на своем автосамолете по дорогам Австралии, удивляя всех вокруг. После смерти владельца уникальный дом на колесах уже в довольно потрепанном виде перешел по наследству к его другу Вернеру Кроллу. В 1993 году Вернер решил вернуть машине первозданный вид и взялся за ее реставрацию, потратив на это целых два года. Сейчас облагороженный фургон, в котором появилась даже пианола, вновь бороздит просторы Зеленого континента, вызывая всеобщий восторг.

6. Плавучий. Трейлер-амфибия

Немецкая компания Sealander из города Киля разработала необычный плавучий трейлер. В обычном состоянии этот домик на колесах выполняет традиционную роль места отдыха в пути. Но если прикрепить к нему небольшой электрический подвесной мотор и спустить на воду, то он сразу же превращается в мини-катер или, как гордо называют его создатели, яхту для водных прогулок и рыбалки. Осадка ультралегкого, водонепроницаемого корпуса в воде составляет всего 38 см. Управлять автолодкой может любой человек старше 16 лет. Общая длина плавучего прицепа Sealander составляет 4,06 м, ширина — 1,68 м, а высота — 1,89 м. Максимальный вес — 550 кг. Максимальная нагрузка на воде — 410 кг. Сидячих мест на двух лавках-скамьях шесть. После трансформации они превращаются в единое большое спальное пространство. Интересно, что для легальной эксплуатации трейлера-амфибии согласно нормам ЕС его нужно зарегистрировать дважды, вначале как караван-прицеп весом до 750 кг, а затем — как спортивную лодку-катер.

Базовая цена водоплавающего автодома стартует от 15 118 евро. Ну а дальше, как любят немцы, все — вплоть до цветных занавесок и набора банных полотенец — предлагается за отдельную плату. Если добавить сюда такие необходимые опции, как плита, мойка, обогреватель, холодильник, аудиосистема, туалет, душ и дополнительное электрооборудование, то цена легко преодолевает отметку в 20 тыс. евро. Хотя это, конечно, не так и много в сравнении со стоимостью шикарного американского кемпера-амфибии Terra Wind от компании Cool Amphibious Manufacturers International LLC, цена на который зашкаливает за 1,2 млн долл.

7. Миниатюрный. Двухколесная кроха

Житель Лондона Янник Рид создал самый маленький караван в мире — QTvan. Его достижение официально зарегистрировано в 60-м юбилейном выпуске Книги рекордов Гиннесса за 2015 год. Длина жилого прицепа — 2,39 м, ширина — 0,79 м, а высота — 1,53 м. При весе 131,1 кг двухколесную малютку буксирует четырехколесный электроскутер. Янник уже намотал немало километров, испытывая свое мобильное жилище, и утверждает, что в нем можно довольно комфортно переносить дорожные тяготы в случае необходимости. Несмотря на крошечные размеры мини-каравана, внутри него невероятным образом умещаются полноразмерная односпальная кровать, 19-дюймовый телевизор, книжные полки, бар, чайник и набор кухонной утвари. И все это стоит 5500 фунтов.В качестве дополнительных опций также предлагаются солнечные панели для установки на крыше домика, спутниковая тарелка, игровая консоль, отопительная система и внешняя подставка для багажа.

8. Гигантский. Монстр на колесах

А вот самый большой в мире караван был зафиксирован в более раннем издании Книги рекордов Гиннесса, выпущенном в 1993 году. Он был изготовлен по заказу шейха Хамада ибн Хамдана аль Нахайяна, члена правящей в ОАЭ королевской семьи. Длина пятиэтажного корабля пустыни с балконом и открытой террасой под крышей, построенного компанией Speed House Group of Companies (ОАЭ), достигает 20 м, ширина и высота равняются 12 м.

Для жизни и путешествий машина-дом на колёсах

Эта машина-дом на колёсах представляет собой гибрид прицепа и машины. Трейлеры от фирмы Teardrop давно популярны из-за компактности, лёгкости и привлекательного дизайна. Поэтому неудивительно, что удачную модель взяли за основу гибридного домика с микроплощадью.

В строении на колесах есть множество функций, которые экономят энергию и улучшают микроклимат в помещении.

Окна второго этажа открываются для проветривания

Площадь фургона, который владелец прозвал «крошечные капли» 14 м2, это считается средним размером среди аналогов. Сами строители комментируют, что их творение целиком состоит из теплосберегающих технологий, которые используют и дождь, и солнце для организации уникального микроклимата внутри домика.

Внешнее покрытие нетоксично, а выхлопы сгорания автомобиля нейтрализуются. Поэтому люди, которые находятся внутри фургона, даже при движении дышат чистым воздухом. Посетители общенационального тура Tiny Drop, путешествующие в этом фургоне, могут подробно ознакомиться с деталями интерьера. Помещение делится на зоны, одна рабочая и столовая, другая кухня и место для отдыха.

Готовят на первом этаже

Днем отдыхают тоже на первом этаже

В довольно просторной ванной комнате есть душевая кабинка, раковина и туалет. Такая структура санузла значительно удачнее, чем в других стеснённых ванных комнатах.

Не такая уж маленькая ванная

На второй этаж ведёт лестница. В маленькой спальне два больших окна, открывающиеся наружу. Через них солнце хорошо освещает помещение, воздух легко проветривается, а ночью можно любоваться на небо.

Спальня и необычные окна

В гибридном фургончике предусмотрена возможность фильтровать собственную воду. Энергия производится солнечными фотоэлектрическими панелями на крыше, при необходимости можно подключиться к Интернету. Этот замечательный, экологически чистый и функциональный домик в настоящее время путешествует.

А вам бы хотелось в нём прокатиться?

Описание всех разновидностей автодомов.

Прицепной

У данной модели автодома, связующим звеном считается прицеп. Такой вариант предполагает стационарный отдых и минимальное дорожное передвижение. Благодаря широкому модельному ряду, возможно выбрать подходящий прицепной дом на колесах, имеющий нужные габариты и функционал.

На фото компактный дом на колесах прицепного типа.

Прицеп-палатка

Представляет собой палатку, предполагающую самостоятельную сборку. В прицепе нет утепления, поэтому он подходит для отдыха только в теплое время года. В собранном состоянии габариты конструкции составляют не более 1-ого метра.

В прицепе располагаются спальные места, а другие вспомогательные зоны находятся под тентом. Автодом прицеп-палатка иногда также оборудуют плитой, мойкой или обогревателем.

Плюсами такого дома на колесах является то, что он мобильный, отличается небольшими размерами и невысокой ценой в отличие от других кемперов.

К недостаткам относят маленькую вместительность не более 4-х человек и необходимость постоянно раскладывать и собирать тент в случае остановки.

На фото дом на колесах с большой палаткой.

Жилой прицеп

Передвижное жилье в котором оборудован туалет, душ, обогреватель, нужная меблировка и техника. Еще одно название — прицеп-дача.

Преимущества жилого прицепа: конструкцию можно отсоединить в любой момент и продолжить передвижение на автомобиле. Прицеп-дача имеет невысокую цену и предоставляет возможность сэкономить деньги на проживании в мотеле.

Минусами считается наличие плохой маневренности, а также низкая скорость от 80 до 90 километров в час. В нем нельзя оставаться при движении по дороге, и многие города Европы не разрешают въезжать на прицепах.

Автодом или кемпер

Модель в виде гибрида, совмещающего в себе жилье и транспортное средство. Такой автодом снаружи является обычным автобусом или минивэном, внутри которого обустроена целая квартира. Даже маленькие разновидности кемперов оборудуются с помощью телевизора, спутниковой антенны, креплений для велосипедов и прочего.

При движении, все коммуникации функционируют за счет авто-аккумулятора, а во время стоянки — от внешних электрических источников.

Альковные автодома

К отличительным признакам дома на колесах относят надстройку, расположенную над водительской кабиной.

В данном алькове предполагается размещение дополнительного двуспального ложа. Автодом обладает вместительностью до семи человек.

В изготовлении жилого модуля со стенами, полом и крышей, используются панели, которые способствуют улучшению теплоизоляции. Кроме того, такой жилой модуль более широкий по сравнению со стандартным микроавтобусом, что позволяет увеличить внутреннее пространство альковного автодома.

Достоинства данной модели это то, что она может отличаться большим количеством планировочных решений. Наличие уютного и теплого двуспального места, которое можно закрыть шторками, также является преимуществом.

Недостатки : автодом обладает своеобразным внешним видом, плохой маневренностью и имеет большую высоту, из-за чего в некоторых местах будет сложно проехать.

На фото пример дома на колесах альковного типа с навесом.

Интегрированные дома

Принадлежит к кемперам премиум и бизнес-класса. Внешне похож на автобус с кабиной водителя и кузовной частью индивидуальной конфигурации.

Так, как кабина автомобиля интегрирована с жилым модулем, внутреннее пространство увеличивается. Вместительность подобного автодома от 4-х до 8-ми человек.

Для производства полуинтегрированных моделей применяют серийное шасси, на которое монтируется жилой отсек. Самыми популярными марками автодома являются Форд, Фиат, Рено, Мерседес и многие другие.

Плюсы : из-за бокового и панорамного лобового остекления открывается хороший обзор, достаточная вместительность, чем выше скорость, тем ниже затраты топлива.

Жилые минивэны

Являются жилым микроавтобусом, который имеет высокую крышу. Благодаря своей компактности, считаются самыми высокоманевренными из всех видов домов на колесах.

Фургон кастенвагена предполагает наличие жилого отсека с нужным оборудованием и мебельными предметами. Из-за недостатка места, санузел встраивают редко. В основном минивэн вмещает только два человека. Кастенваген может выступить в роли обычного минивэна в повседневной жизни, а на выходные превратиться в удобный кемпер.

Достоинства : хорошая маневренность, возможность ежедневного использования в качестве стандартного автомобиля.

Недостатки : мало жилой площади, небольшая вместительность, недостаточно высокий уровень теплоизоляции.

На фото дом на колесах в виде жилого минивэна.

Плюсы и минусы

Положительные и отрицательные стороны жизни и путешествия в трейлере.

Плюсы Минусы

Не нужно зависеть от туристических агентств, беспокоится о приобретении билетов на поезд или самолет и тратить деньги на номер в отеле.

Высокая стоимость.
Необходимость получения прав категории Е.

Отдых становится более комфортным так, так в любое время можно приготовить пищу или принять душ.

Большой расход топлива.

Кемпинг предполагается не во всех странах.

Автодом не является недвижимостью, поэтому проживание в нем не требует оплаты имущественного налога. Для езды по бездорожью подходят не все кемперы.
Простая покупка и быстрая продажа. Проживая в квартире возникает проблема с хранением автодома на колесах.

Фото интерьера внутри дома

Планировка дома на колесах чаще всего предусматривает наличие спальни, кухонного, столового сегмента и санузла. В зависимости от площади жилого модуля элементы располагаются в разных помещениях или в одной комнате. Ниже представлены фотографии, на которых изображен кемпер изнутри.

Спальное место в доме на колесах

Выделяют отдельные и трансформирующиеся спальные места. Первый вид представляет собой стационарную кровать для одного или двух человек, которая занимает кормовую часть автодома.

На фото двуспальное ложе внутри дома на колесах.

Спальное место-трансформер является раскладным диваном или креслами из столовой группы, превращающимися в двуспальное ложе.

На фото прицеп-палатка на колесах с раскладным спальным местом.

Зона приготовления и приема пищи

Полноценная зона включает в себя плиту на газу, мойку, встраиваемый холодильник, отдельную морозильную камеру, а также полочки и ящички для хранения утвари.

Возле плиты расположены розетки 230 Вольт. Снабжение электроэнергией происходит, только если дом на колесах подсоединен к сети. Холодильник может функционировать от электрической сети, аккумулятора или газа.

Кухонный блок бывает угловым или линейным. Расположение кухни предполагается в корме или вдоль любого из бортов.

На фото дизайн кухонного и обеденного участка в трейлере на колесах.

Санузел

Единственная отделенная комната, обустроенная раковиной, душем и биотуалетом. В небольшом кемпере возможно отсутствие душевой кабины.

Как выглядит дом снаружи?

Простой вид имеет автодом-прицеп, который несложно сделать собственноручно. За счет навыков работы со сварочными аппаратами, обычный старый прицеп способен стать туристическим кемпером на колесах для путешествий с комфортом.

Не менее идеальный вариант — автодом на базе микроавтобуса Газель. Машина обладает оптимальным по габаритам кузовом, что позволяет получить вместительный жилой отсек.

На фото внешний вид автодома на колесах на базе грузовой машины.

Для дома на колесах повышенной проходимости используется Камаз. Благодаря вместительному кузову, внутри возможна организация нескольких помещений. Единственным минусом является, то что грузовик не предназначен для того, чтобы перевозить людей, поэтому потребуется дополнительно обшить и утеплить стеновые и потолочные конструкции.

Ряд нюансов:

  • Для организации света, дом на колесах должен быть оснащен аккумуляторной батареей и панелью управления для подачи электроэнергии.
  • Отапливать автодом можно с помощью нескольких разновидностей обогревателей например, автономных или газовых. Лучше отдать предпочтение газовому баллону, который одновременно можно использовать для готовки.
  • Важный момент в обустройстве кемпера — общая система вентиляции. В кухонной зоне над плитой также должна быть установлена вытяжка.
  • Дом на колесах следует обустраивать компактными предметами мебели. Подойдут откидные конструкции с настенным креплением, раскладные спальные места, выдвигающиеся столы и прочие элементы.

Подборка необычных домов

Существуют крутые и эксклюзивные дома на колесах, отличающиеся высокой функциональностью и комфортом. Такие модели — предмет роскоши. Они имеют просторное жилое пространство и салон с отделкой лучшими видами материалов. Дорогие автодома оснащаются современным видео и аудиооборудованием, солнечными батареями, выдвижной террасой и камином, а также баром и джакузи. В нижней части некоторых домов предусмотрено наличие грузового отсека и автоматической платформы для размещения легкового автомобиля.

Интересным решением считается плавучий автодом. При присоединении к трейлеру электрического мотора, он превращается в лодку или миниатюрный катер для рыбалки и водных прогулок.

На фото плавучий дом на колесах, совмещенный с лодкой.

Самым большим домом на колесах является пятиэтажный корабль, изготовленный специально для арабского шейха, чтобы путешествовать по пустыне. Караван имеет балкон, террасу, 8 спальных комнат с отдельными санузлами, 4 гаража для автомобилей, а также емкость для воды объемом 24 тысячи литров.

На фото вместительный дом на колесах из автобуса с грузовым отсеком для автомобиля.

Фотогалерея

Дом на колесах понравится тем, кто отдает предпочтение самостоятельному планированию отдыха. Автодома, оборудованные всеми необходимыми предметами, предполагают путешествия с неограниченным маршрутом.

Путешествие — это всегда круто! Приключения, новые места, знакомства. Но только одно омрачает предстоящий отдых — сбор вещей. Никогда не знаешь, что понадобится, поэтому берешь все, что можно запихать в чемодан. Вот было бы здорово путешествовать не выходя из дома, точнее вместе с ним!

Для этого изобретательные люди приспособили автодома или дома на колесах. Мечта любого путешественника! О том, какой лучше выбрать для предстоящей поездки, расскажем ниже.

Виды

Раньше был один вариант — взял лошадь, прицепил телегу и поехал странствовать. Это не шутка — до появления авто цирковые артисты, цыгане, кочевники, передвигались только так (кстати, именно они начали использовать “дома на колесах”). Жилища своего не было и все необходимое размещали в повозке.

Автомобили упростили не только жизнь, но и сделали путешествия удобнее. Сейчас автодомов на любой вкус и кошелек:

прицепные — к транспорту крепится жилое помещение с помощью прицепа

автодома или кемперы — жилое помещение размещается в кабине транспортного средства

Давайте рассмотрим каждый подробнее.

Прицепной

Здесь связующее звено прицеп. Такие автодома деляться в зависимости от того, что мы крепим к автомобилю — палатку или жилой прицеп (трейлер).

Прицеп-палатка

Название говорит само за себя — к машине прикрепляется палатка, собирать и разбирать которую нужно на каждой остановке.


Есть предельно простые конструкции, которые только создают навес и обеспечивают людей спальными местами. Но есть куда более усовершенствованные автоприцепы, где совмещается: спальная зона, мебель, освещение, кухонное оборудование.

На отечественном рынке известны такие марки прицепов-палаток: скиф, пикник, купава, викинг, Camp-Let.

Жилой прицеп

Тут можно хоть дом сколотить и прицепить его к авто. Он похож на полноценное жилище с санузлом, душевой кабиной, обогревателями, необходимой мебелью и с несколькими комнатами. Его еще называет прицеп-дача — европейцы любят отправляться в них на отдых к берегу моря или в горы.

Бывают совершенно разных размеров — все зависит от фантазии и потребностей хозяина.

Преимущества использования прицепа-дачи:

1.В любой момент можно отцепить прицеп и дальше передвигаться на своём привычном транспортном средстве.

2.Невысокая стоимость по сравнению с автодомами.

3. Можно сэкономить на проживании.

Недостатки использования прицепа-дачи:

1.Низкая скорость перемещения по дороге (не более 80-90 км/час).

2. Плохая манёвренность.

3. Во многих европейских городах не разрешаться въезд на прицепах-дачах.

4. При движении в прицепе запрещено находится пассажирам.

Автодома (кемперы)

Мечта любого путешественника! Компактная квартира на колесах — живешь и едешь со всеми удобствами.

Кемпер — гибрид жилья и транспортного средства. Снаружи выглядят как автобус или минивэн, а внутри как квартира или студия. Здесь есть спальные места, кухня, душ, туалет. Даже самая небольшая модель кемпера может быть оборудована телевизором, кофе-машиной, спутниковой антенной, навесами для велосипедов и т. д.

Во время движения удобства работают от автомобильного аккумулятора, во время стоянки – на газу или от внешнего источника электричества (в кемпингах).

Кемперы бывают: альковные, интегрированные и жилые минивэны (кастенвагены).

Альковные автодома

Отличительный признак — надстройка над крышей водителя (альков), в которой размещается дополнительная двуспальная кровать. Вместительность таких домов до 7 человек.


Вся конструкция жилого модуля (стены, пол и крыша) делается на заводе из специальных сэндвич панелей, это улучшает теплоизоляцию автодома. К тому же, жилой модуль намного шире стандартного микроавтобуса, за счет чего увеличивается внутренний простор автодома.


$ Цена – от 1 до 5 млн. р.

Интегрированные

Такие автодома внешне похожи на автобусы и отличаются индивидуальной конструкцией. Индивидуальный дизайн имеет не только основной кузов, но и кабина автомобиля.


Относится к кемперам премиум или бизнес класса, поскольку производители комплектуют модели по самому высокому уровню. Из-за сложности постройки цена на них выше и производятся в меньшем количестве.

Кабина водителя полностью связана (интегрирована) с жилым отсеком, поэтому внутри много свободного пространства. Автодом такого плана вмещает от 4-8 человек.



$ Цена новой модели – от 1 до 10 млн. р.

Жилые минивэны (кастенвагены)

По сути — это жилой микроавтобус с высокой крышей. Из-за небольшого размера, он самый маневренный на дороге из всех видов автодомов.



В фургоне кастенвагена есть только жилой отсек с необходимой мебелью и оборудованием. Санузел встраивается редко — слишком мало места. Рассчитан на 2 человек.


$ Цена – от 1 до 2 млн. р.

Общая планировка

В большинстве случаев планировка автодома включает в себя: спальные места, столовую, кухонную зону и санузел. В зависимости от размера внутреннего пространства эти элементы могут размещаться в одном помещении или в разных комнатах.

Столовая

Столовая — главное отличие автодома от других транспортных средств. В ней есть съемный стол и диваны по его периметру, которые могут легко быть использованы в качестве дополнительных спальных мест.

Обычно в леворульных автодомах, где входная дверь в салон расположена справа расположение классической столовой по левому борту. Два кресла располагаются через стол напротив друг друга или вокруг стола полукольцом.

Спальные места

Спальные места могут быть как отдельными, так и трансформируемыми. К первым относятся стационарные двух- или односпальные кровати, расположенные, как правило, в кормовой части автодомов.

Трансформируемые спальные места — это раскладывающиеся диваны или кровати, образуемые при раскладке столовой группы. Классический вариант, когда столовые кресла трансформируется в двуспальную кровать.

Кухня

Полноценный кухонный блок — это газовая плита с 2 или 4 конфорками, кухонная мойка (на той же столешнице, что и плита), встроенный в мебель холодильник (одинарный или с отдельной морозилкой), ящики для столовых принадлежностей.

Рядом с плитой всегда есть несколько розеток. Их может быть от 2 до 3 шт. Напряжение в сети составляет 230 В. Система электроснабжения функционирует только при условии, что кемпер подключен к сети с помощью удлинителя.
Подпитка холодильника осуществляется от электросети или от аккумуляторной батареи. Некоторые модели домов-трейлеров на колесах позволяют подключать холодильник к газу.

Площадь кухни дополняют верхние полки над столешницей. Располагаться кухонный блок может с любого борта или в корме. Кухня может быть прямой или угловой.

Санузел

С/у объединяет душ, умывальник и биотуалет и является единственным помещением, выделенным в отдельную комнату. В небольших автодомах душевая кабина может отсутствовать.

Варианты дизайна интерьера

Дизайн интерьера в домах на колесах может быть любой. Все зависит от его площади и вида, от вкуса и предпочтений путешественников. Вот как автодом можно стильно и комфортно обустроить.

Прицепной автодом

В деревянном автодоме площадью 9 кв. м и высотой 240 см есть все необходимое: спальня, кухня, санузел. Домик сделан из облегченных натуральных материалов — фасад и интерьер из промасленного соснового массива, а пол — из легкой березовой фанеры. Один из фасадов полностью стеклянный, поэтому в фургоне всегда светло.


Внутри есть диван, который раскладывается в кровать, шкафы и выдвижные ящики над и под кроватью.


В кухне есть небольшая столешница, раковина, электро-печь и холодильник.

К электричеству нужно подключаться в кемпингах при помощи обычной розетки — в фургоне есть распределительный щиток.

Дом-автобус

Его преимущество — габариты, поэтому такой автодом можно поделить на несколько жилых зон: рабочий кабинет, кухня, туалет, ванная, спальня, гостиная и даже гараж.

Здесь есть солнечные модули на крыше, светодиодная разводка, вентиляция и водонагреватель. Когда батареи разряжены, можно готовить пищу на газовой плите. Стены автодома утеплены современным изолятором, чтобы можно комфортно путешествовать зимой. Внутренняя отделка из светлого дерева.


Кухня достаточно просторная для обычного дома на колесах и рассчитана на работу двух человек. На длинной деревянной столешнице расположены глубокая раковина, плита из двух конфорок, микроволновая печь, холодильник и встроенные шкафчики.



Не во всех автодомах найдется отдельная гостиная. Здесь она состоит из большого дивана, кресел и отдельного обеденного стола.


Предусмотрены даже два рабочих места с компьютерами, ящиками, розетками и системным блоком. Все максимально продумано и удобно.


Спальня — большая двухспальная кровать, расположенная в задней части автобуса на возвышении.

Над изголовьем установлены два светильника и несколько деревянных книжных полок. Изюминка — небольшой стеклянный люк на потолке.

Дом прицеп из 70-х

Интерьер выполнен в спокойных бело-серых тонах, яркие акценты — занавески и постельное белье с характерным для 70-х цветочным узором.

Автодом очень светлый из-за большого количества окон.


В прицепе есть кухня (белый кухонный гарнитур с подсветкой, две раковины, духовка, плита и большой холодильник).


Столовая (стол из темного дерева, два дивана, раскладывающиеся в полноценную двуспальную кровать и хрустальная люстра на потолке).


Спальня (две кровати, встроенные шкафчики у потолка, два больших окна по обеим стенам).

Очень уютный и светлый домик для путешествий.

Американская классика класса люкс

Если европейцы производят автодома в минимальной стандартной комплектации, то американцы создают дополнительные удобства — кондиционеры, CD-аудиосистемы, ТВ, полноразмерные туалеты и душевые кабины. Для американцев комфорт — первый пункт в путешествии.


Они изобрели систему слайдеров (выдвижных стен) для увеличения жилого пространства автодомов. Во многих случаях данная конструкция увеличивает окончательную стоимость автодома.


Продумали много важных мелочей. Например, раковина (их две, как на всех кухнях в США) закрываются сверху, что превращает стойку в большой стол, удобный для приготовления пищи. Плита тоже закрывается крышкой.

Все плиты газовые, на 3-4 конфорки, с духовкой и ничем от домашних плит не отличаются. Утром кофеварка сварит кофе, из тостера выскочат тосты, посудомоечная машина вымоет чашки, и вы можете завтракать и смотреть любимое шоу по телевизору. Как в обычной квартире.


Гостиная — прежде всего уютное пространство для общения. Обычно устанавливается широкий диван, пара кресел, комод, плазменный телевизор со спутниковой антенной.


Столовая рассчитана в основном рассчитана на четверых человек, которые могут разместиться у большого панорамного окна. Под сиденьями располагается место для хранения вещей. На ночь столовую зону можно трансформировать в комфортную кровать на двоих.


В автодомах класса люкс центр спальни — это просторная кровать с тумбочками и встроенными ящиками для хранения белья, плазменным телевизором. Минимальная ширина любой кровати составляет 90 см, максимальная — 200 см и более.

Санузел находится в отдельной комнате. С одной стороны располагается туалет, с другой — душ. В ванной зоне установлена вентиляция. Вся сантехника хромированная. В ванной есть полотенцесушитель, а полы с подогревом.

Вот она, американская мечта во всей красе .

Если вы еще думаете, на чем же отправиться в покорять просторы, то просто взвесьте все плюсы и минусы путешествия на автодоме. Для этого, мы подготовили эту табличку:


Хотите больше таких интересностей и новостей о дизайне, подпишитесь на нашу рассылку

Раздвижной мини дом на колесах. Притягательный мини дом на колесах

Вряд ли многие хотели бы проживать в мини-доме на колесах постоянно. Но число поклонников мини-жилья постоянно растет. Этому способствует то, что современные маленькие дома — продуманная и доступная альтернатива другим видам бюджетного жилья. Эти домики предлагают альтернативный стандарт, уменьшающий размеры пространства и материалов, повышая качество жизни. При этом они соответствуют классическому назначению, то есть служат отличным жильем для отдыха и путешествий. Именно таким получился Toy Box созданный дизайнерами Фрэнком Хендерсон и Полом Шульцом.


Дизайнеры пишут, что разработанный ими мини-дом «сочетает в себе современный дизайн композиционные формы с красочными простыми материалами, чтобы выразить причудливые понятия: простоты, счастья и отдыха». Toy Box выполнен из экологичных материалов, его фасад обшит кедровым сайдингом и гофрированными FIBERGLAS панелями ярких цветов. Стены заполнены термоизоляционным материалом, а благодаря большим стеклянным дверям и большому количеству окон обеспечивается достаточная вентиляция и естественное освещение.


Необычным примером мебели позволяющей трансформировать пространство являются кубы с мягкой обивкой. Они одновременно могут служить ящиками для хранения и сиденьями, а их комбинации позволяют собрать обеденный стол, диван или кровать для гостей. Такие меры минимализма дают ощущение пространства намного большего, чем действительные 13 квадратных метров. Хорошая теплоизоляция, теплые полы и естественная вентиляция, позволяют обитателям мини-дома чувствовать себя комфортно круглый год.


Скрытые светодиодные полосы и точечные светильники, расположенные по всему дому обеспечивают хорошее и энергоэффективное освещение. В основании дома расположены очистные фильтры для воды. Закрепленная на стене столешница помогает экономить свободное место, а при необходимости легко трансформируется в обеденный стол или обеспечивает удобное рабочее место. Чердачное пространство под наклонной крышей обеспечивает достаточно места для размещения двуспального места.


Отдельного внимания заслуживает кухня мини-дома. Ее пространство продуманно до мелочей, благодаря чему в столь компактном исполнении хватило места для раковины, варочной поверхности, тостера, чайника и других бытовых приборов. Небольшой холодильник разместился в системе хранения снизу, где достаточно места для размещения другой кухонной утвари. Прекрасная деталь это полка-подоконник с контейнерами для хранения продуктов. Скрытая за стенкой кладовая обеспечивает дополнительное пространство для хранения.

Описание всех разновидностей автодомов.

Прицепной

У данной модели автодома, связующим звеном считается прицеп. Такой вариант предполагает стационарный отдых и минимальное дорожное передвижение. Благодаря широкому модельному ряду, возможно выбрать подходящий прицепной дом на колесах, имеющий нужные габариты и функционал.

На фото компактный дом на колесах прицепного типа.

Прицеп-палатка

Представляет собой палатку, предполагающую самостоятельную сборку. В прицепе нет утепления, поэтому он подходит для отдыха только в теплое время года. В собранном состоянии габариты конструкции составляют не более 1-ого метра.

В прицепе располагаются спальные места, а другие вспомогательные зоны находятся под тентом. Автодом прицеп-палатка иногда также оборудуют плитой, мойкой или обогревателем.

Плюсами такого дома на колесах является то, что он мобильный, отличается небольшими размерами и невысокой ценой в отличие от других кемперов.

К недостаткам относят маленькую вместительность не более 4-х человек и необходимость постоянно раскладывать и собирать тент в случае остановки.

На фото дом на колесах с большой палаткой.

Жилой прицеп

Передвижное жилье в котором оборудован туалет, душ, обогреватель, нужная меблировка и техника. Еще одно название — прицеп-дача.

Преимущества жилого прицепа: конструкцию можно отсоединить в любой момент и продолжить передвижение на автомобиле. Прицеп-дача имеет невысокую цену и предоставляет возможность сэкономить деньги на проживании в мотеле.

Минусами считается наличие плохой маневренности, а также низкая скорость от 80 до 90 километров в час. В нем нельзя оставаться при движении по дороге, и многие города Европы не разрешают въезжать на прицепах.

Автодом или кемпер

Модель в виде гибрида, совмещающего в себе жилье и транспортное средство. Такой автодом снаружи является обычным автобусом или минивэном, внутри которого обустроена целая квартира. Даже маленькие разновидности кемперов оборудуются с помощью телевизора, спутниковой антенны, креплений для велосипедов и прочего.

При движении, все коммуникации функционируют за счет авто-аккумулятора, а во время стоянки — от внешних электрических источников.

Альковные автодома

К отличительным признакам дома на колесах относят надстройку, расположенную над водительской кабиной. В данном алькове предполагается размещение дополнительного двуспального ложа. Автодом обладает вместительностью до семи человек.

В изготовлении жилого модуля со стенами, полом и крышей, используются панели, которые способствуют улучшению теплоизоляции. Кроме того, такой жилой модуль более широкий по сравнению со стандартным микроавтобусом, что позволяет увеличить внутреннее пространство альковного автодома.

Достоинства данной модели это то, что она может отличаться большим количеством планировочных решений. Наличие уютного и теплого двуспального места, которое можно закрыть шторками, также является преимуществом.

Недостатки : автодом обладает своеобразным внешним видом, плохой маневренностью и имеет большую высоту, из-за чего в некоторых местах будет сложно проехать.

На фото пример дома на колесах альковного типа с навесом.

Интегрированные дома

Принадлежит к кемперам премиум и бизнес-класса. Внешне похож на автобус с кабиной водителя и кузовной частью индивидуальной конфигурации.Так, как кабина автомобиля интегрирована с жилым модулем, внутреннее пространство увеличивается. Вместительность подобного автодома от 4-х до 8-ми человек.

Для производства полуинтегрированных моделей применяют серийное шасси, на которое монтируется жилой отсек. Самыми популярными марками автодома являются Форд, Фиат, Рено, Мерседес и многие другие.

Плюсы : из-за бокового и панорамного лобового остекления открывается хороший обзор, достаточная вместительность, чем выше скорость, тем ниже затраты топлива.

Жилые минивэны

Являются жилым микроавтобусом, который имеет высокую крышу. Благодаря своей компактности, считаются самыми высокоманевренными из всех видов домов на колесах.

Фургон кастенвагена предполагает наличие жилого отсека с нужным оборудованием и мебельными предметами. Из-за недостатка места, санузел встраивают редко. В основном минивэн вмещает только два человека. Кастенваген может выступить в роли обычного минивэна в повседневной жизни, а на выходные превратиться в удобный кемпер.

Достоинства : хорошая маневренность, возможность ежедневного использования в качестве стандартного автомобиля.

Недостатки : мало жилой площади, небольшая вместительность, недостаточно высокий уровень теплоизоляции.

На фото дом на колесах в виде жилого минивэна.

Плюсы и минусы

Положительные и отрицательные стороны жизни и путешествия в трейлере.

Плюсы Минусы

Не нужно зависеть от туристических агентств, беспокоится о приобретении билетов на поезд или самолет и тратить деньги на номер в отеле.

Высокая стоимость.
Необходимость получения прав категории Е.

Отдых становится более комфортным так, так в любое время можно приготовить пищу или принять душ.

Большой расход топлива.

Кемпинг предполагается не во всех странах.

Автодом не является недвижимостью, поэтому проживание в нем не требует оплаты имущественного налога. Для езды по бездорожью подходят не все кемперы.
Простая покупка и быстрая продажа. Проживая в квартире возникает проблема с хранением автодома на колесах.

Фото интерьера внутри дома

Планировка дома на колесах чаще всего предусматривает наличие спальни, кухонного, столового сегмента и санузла. В зависимости от площади жилого модуля элементы располагаются в разных помещениях или в одной комнате. Ниже представлены фотографии, на которых изображен кемпер изнутри.

Спальное место в доме на колесах

Выделяют отдельные и трансформирующиеся спальные места. Первый вид представляет собой стационарную кровать для одного или двух человек, которая занимает кормовую часть автодома.

На фото двуспальное ложе внутри дома на колесах.

Спальное место-трансформер является раскладным диваном или креслами из столовой группы, превращающимися в двуспальное ложе.

На фото прицеп-палатка на колесах с раскладным спальным местом.

Зона приготовления и приема пищи

Полноценная зона включает в себя плиту на газу, мойку, встраиваемый холодильник, отдельную морозильную камеру, а также полочки и ящички для хранения утвари.

Возле плиты расположены розетки 230 Вольт. Снабжение электроэнергией происходит, только если дом на колесах подсоединен к сети. Холодильник может функционировать от электрической сети, аккумулятора или газа.

Кухонный блок бывает угловым или линейным. Расположение кухни предполагается в корме или вдоль любого из бортов.

На фото дизайн кухонного и обеденного участка в трейлере на колесах.

Санузел

Единственная отделенная комната, обустроенная раковиной, душем и биотуалетом. В небольшом кемпере возможно отсутствие душевой кабины.

Как выглядит дом снаружи?

Простой вид имеет автодом-прицеп, который несложно сделать собственноручно. За счет навыков работы со сварочными аппаратами, обычный старый прицеп способен стать туристическим кемпером на колесах для путешествий с комфортом.

Не менее идеальный вариант — автодом на базе микроавтобуса Газель. Машина обладает оптимальным по габаритам кузовом, что позволяет получить вместительный жилой отсек.

На фото внешний вид автодома на колесах на базе грузовой машины.

Для дома на колесах повышенной проходимости используется Камаз. Благодаря вместительному кузову, внутри возможна организация нескольких помещений. Единственным минусом является, то что грузовик не предназначен для того, чтобы перевозить людей, поэтому потребуется дополнительно обшить и утеплить стеновые и потолочные конструкции.

Ряд нюансов:

  • Для организации света, дом на колесах должен быть оснащен аккумуляторной батареей и панелью управления для подачи электроэнергии.
  • Отапливать автодом можно с помощью нескольких разновидностей обогревателей например, автономных или газовых. Лучше отдать предпочтение газовому баллону, который одновременно можно использовать для готовки.
  • Важный момент в обустройстве кемпера — общая система вентиляции. В кухонной зоне над плитой также должна быть установлена вытяжка.
  • Дом на колесах следует обустраивать компактными предметами мебели. Подойдут откидные конструкции с настенным креплением, раскладные спальные места, выдвигающиеся столы и прочие элементы.

Подборка необычных домов

Существуют крутые и эксклюзивные дома на колесах, отличающиеся высокой функциональностью и комфортом. Такие модели — предмет роскоши. Они имеют просторное жилое пространство и салон с отделкой лучшими видами материалов. Дорогие автодома оснащаются современным видео и аудиооборудованием, солнечными батареями, выдвижной террасой и камином, а также баром и джакузи. В нижней части некоторых домов предусмотрено наличие грузового отсека и автоматической платформы для размещения легкового автомобиля.

Интересным решением считается плавучий автодом. При присоединении к трейлеру электрического мотора, он превращается в лодку или миниатюрный катер для рыбалки и водных прогулок.

На фото плавучий дом на колесах, совмещенный с лодкой.

Самым большим домом на колесах является пятиэтажный корабль, изготовленный специально для арабского шейха, чтобы путешествовать по пустыне. Караван имеет балкон, террасу, 8 спальных комнат с отдельными санузлами, 4 гаража для автомобилей, а также емкость для воды объемом 24 тысячи литров.

На фото вместительный дом на колесах из автобуса с грузовым отсеком для автомобиля.

Фотогалерея

Дом на колесах понравится тем, кто отдает предпочтение самостоятельному планированию отдыха. Автодома, оборудованные всеми необходимыми предметами, предполагают путешествия с неограниченным маршрутом.

В этой записи хочется вам продемонстрировать один очень любопытный мини дом на колесах , в котором совмещена идея мобильного микрохауса и . Оригинальное название проекта — Terrapin micro turtle campers . Его разработчиком выступает Peter Pavlowich , уже не первый год создающий необычные дома на колесах с нуля. Данная же модель является потоковой и первой в массовом производстве.

Притягательный мини дом на колесах от Peter Pavlowich

Вдохновленный экспериментальными моделями 1950-х и 60-х годов Питер решил создать собственную линейку мини домов на колесах . Она получила название Terrapin , что переводится как «водяная черепаха». Если приглядеться ко снимку выше, то вопрос о столь экстравагантном названии отпадает сам по себе.

Мини дом на колесах Terrapin внешне выглядит очень маленьким, но внутри все расставлено очень грамотно, что позволяет при небольшом количестве площади интерьера вместить все необходимые для комфортного путешествия удобства. У «черепахи» имеется семь окон, что насыщает площадь просто колоссальным количеством естественного освещения. На фоне всего прочего крайне любопытно устроена кровать. На ее «плечах» много функций, реализующихся при помощи складных-раздвижных механизмов: спальное место, рабочий уголок, кухонный уголок.

Стоит мини дом на колесах от Peter Pavlowich всего 11.800$, что достаточно дешево для него. Вес «черепахи» составляет порядком 1360 фунтов, или около 616 килограмм. Рама — обычная, как и у большинства прицепов с размерами 5′ на 8′. Колеса — 15 дюймов. освещается светодиодными лампочками, питающиеся от аккумулятора. Изолированный пол, стены и крыша делают «кроху» способной переносить не только проливные дожди, но и небольшие нулевые температуры. Отопления в данной модели нет, но в скором времени планируется расширить функциональность базовой модели и добавить искусственную систему вентиляции, солнечные панели на крышу и конечно же отопление. Чтобы более детально увидеть внутреннюю обстановку рекомендуем просмотреть видео, прикрепленное ниже.

Рекомендуем также

Виды автодомов (кемперов)

Дом на колесах, он же – кемпер и автодом, представляет собой полноценный жилой комплекс, снаряженный мебелью и бытовым оборудованием, включая сантехнику и кухонный инвентарь. По способу движения такие дома подразделяются на кемперы – мини-дома на базе автомобиля, передвигающиеся своим ходом – и жилые прицепы (автотрейлеры), нуждающиеся в средстве транспортировки.

Типы автомобилей-кемперов

По стандартам Евросоюза автодома подразделяются на четыре вида – интегрированные, полуинтегрированные и альковные кемперы, а также жилые минивены (кастенвагены).

Интегрированный автодом. Относится к моделям кемперов премиум-класса, имеет уникальный дизайн, оснащается серийной трансмиссией, двигателем и подвеской. Кабина полностью связана (интегрирована) с жилым отсеком, что дает больше пространства внутри автодома. Идеальный кемпер для семейных путешествий с 4-8 спальных местами  – аренда интегрированных автодомов в Европе популярна в любое время года.

Полуинтегрированный автодом. Создается на серийном шасси – чаще всего на базе автомоделей Ford, Peugeot, Renault, Mercedes и Fiat. Жилой блок расположен отдельно за кабиной водителя. Количество спальных мест – не более 4-х.

Альковный кемпер. Подобно полуинтегрированному автодому конструируется на серийном шасси европейских и американских автопроизводителей. Оснащен альковом – спальным отсеком над водительской кабиной. Вместителен (до 8 спальных мест), удобен для турпоездок круглый год. Для путешествий по Европе удобно арендовать такие кемперы в компании Polarus.

Жилой минивен. Обустроенный в серийном автофургоне жилой отсек кастенвагена содержит меблировку и некоторую бытовую технику. Санузел в жилом минивене устраивается редко – мало места. В этом автодоме обычно две кровати. Европейцы пользуются кастенвагенами для краткосрочного отдыха на природе.

Виды жилых автотрейлеров

Для транспортировки жилого прицепа (дачи на колесах) необходим тягач – внедорожник, пикап или минивен.

Жилой трейлер. Наиболее комфортабельный тип автотрейлера для путешествий. Туристы покупают и арендуют жилые автоприцепы для отдыха на кемпинг-площадках. Выпускаются разные типы трейлеров-караванов – от небольших, вмещающих лишь блок кухни и двухместную кровать, до многоместных дач на колесах, содержащих несколько комнат во внутреннем пространстве прицепа.

Прицеп-палатка. В сложенном виде этот спальный модуль похож на обычный прицеп для легкового авто, которым и можно его перевозить. Прицеп-палатка дешева, ее легко превратить в два спальных места – механизм открывается автоматически.

Жилой блок для пикапа. Это прицеп специальной конструкции, устанавливаемый в кузов пикапа – собственной колесной базы у данного жилого модуля нет. Удобен для путешественников, не требовательных к высокому комфорту. В жилом модуле (в зависимости от размеров) имеется 4-6 спальных места, кухонная секция и санузел. Если он не нужен, то снимается с машины и хранится отдельно.

Для путешествий, скажем, по Европе лучше выбрать автодом – в аренду взять его можно здесь – чем жилой прицеп. Кемпер маневреннее, он лучше ведет себя на трассе. Поэтому дистанция путешествия с автодомом будет больше, чем с жилым прицепом.

Путешествие на кемпере по Европе

Сегодня рассмотрим непривычный формат, который пользуется большой популярностью у немецких пенсионеров — отправимся в путешествие на кемпере. Как обычно, обзор включает в себя страшные бытовые подробности, технические моменты и ориентировочный бюджет.

Путешествуем по Тоскане в гибриде грузовичка, автобуса и квартиры-гостинки

Обычно отчеты о путешествиях состоят из подборки симпатичных картинок и прочих восторгов. Но каждая поездка, особенно с детьми и большим количеством перемещений, включает в себя еще одну неизбежную составляющую, которая не настолько увлекательна и фотогенична – быт.

Даже самые выдрессированные закаленные младшие путешественники обладают уникальной способностью хотеть срочно есть/спать/бегать/в туалет в самые «подходящие» моменты, а кучка вещей для их жизнеобеспечения почему-то оказывается раза в два больше, чем для взрослых.

Автопутешествуя по Европе, мы попробовали разные форматы, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Самым неудобным вариантом оказались отели. «Не прыгай, не бегай, не топай, не шуми, не трогай» — количество педагогических усилий во время пребывания в гостинице зашкаливает, при том, что дети умеренно буйные (нормальные подвижные) и местами даже воспитанные. Питаться в Европе, рассчитывая только на общепит, тоже оказалось не слишком удобно – умирают с голоду они всегда не вовремя, наша компания вписывается далеко не в каждое заведение, не во всех случаях есть время на ожидание заказа, да и непривычная еда не всегда воспринимается на ура. Уж молчу о том, что это обходится совсем недешево (фаст-фуд не рассматриваем).

В кемпингах в теплое время года в семейном составе оказалось приятнее. Дети на воздухе, свободный выгул, можно готовить самостоятельно, бюджет на проживание по европейским меркам минимален. Почти идиллия, не считая две основные засады: количество необходимых бытовых причиндалов и процесс постановки/разбора лагеря, особенно в плохую погоду. При переездах каждые 1-2 дня вся эта выгрузка-загрузка-складывание паззла из вещей начинает задалбывать, даже при наличии сноровки.

Насмотревшись в кемпингах на высокую культуру быта путешествующих в автодомах, решили попробовать и такой вариант.

Что такое кемпер?

Кемпер, он же автодом, он же RV (recreational vehicle), он же motorhome, он же campervan – автомобиль, который совмещен с жилым отсеком. Обычно жилой модуль устанавливается на шасси легкого грузовика. Получается такой себе гибрид грузовичка, автобуса и малогабаритной гостинки, в котором можно и ехать, и жить одновременно и со всеми удобствами.

Современный кемпер полностью автономен – фактически это компактная квартира на колесах, со спальными местами, кухней, санузлом, отоплением и прочими излишествами комфортной жизни.

Остановились полюбоваться тосканскими видами

Плывем в кемпере на пароме, Роттердам

Кемпер снаружи и внутри

Оба раза нам доставался новый дом на колесах – модель Sunlight на базе Fiat Ducato X250, с дизельным 2-х литровым двигателем. Коробка передач – механическая, 6-ти ступенчатая. Топливный бак – 90 л. Средний расход – около 10 л на 100 км.

Где-то в голландских полях

Длина кемпера – 7,28 м, ширина – 2,33 м, высота – 3,10 м. Такие габариты вписываются далеко не в каждую стоянку.

На Закрывающей дамбе, Нидерланды

Во время движения все это добро работает от автомобильного аккумулятора, во время стоянки – на газу или от внешнего источника электричества (в кемпингах).

Режим отопления и нагрева воды устанавливается с помощью регулятора

Кажется, с техническими ужасами все, переходим к интерьерам 🙂

Планировка нашего передвижного дома

Рассчитан он на 6 человек – четверо взрослых и двое детей. Спальное место для детей (мы его не использовали) хитрым способом образуется из столика и диванов. По ощущениям, четыре человека на такую машину – самое оно, при большем количестве была бы толкучка.

Стол и диваны, которые превращаются в кровать

Вид от кабины на студио 🙂 и детское спальное место (большая двуспальная кровать за занавеской)

Вид в сторону кабины

Этот автодом относится к альковенам – над кабиной водителя имеется выступ, где расположена двуспальная кровать. В дневное время ее можно поднимать, чтобы не мешала проходу.

Входная дверь и кухня

Наружные ступеньки поднимаются и опускаются автоматически при нажатии на кнопку.

Все мелочи продуманы идеально. Например, шкафчики не просто закрываются, но и блокируются при нажатии на ручку, чтобы во время езды ничего не открывалось и не вываливалось. Пространства на первый взгляд мало, но предусмотрено столько удобных хранилок, что каждая вещь быстро находит свое место.

Плита газовая, на 3 конфорки. Когда не используется, закрывается крышкой – получается дополнительная рабочая поверхность.

Кухня

Холодильник с морозилкой (функционирует отлично, можно спокойно хранить замороженное мясо-рыбу) может работать на газу/от внешнего электричества/от аккумулятора – режимы на все случаи жизни.

Холодильник

Типа гостиная

Большое окно полностью открывается

Кроме общего освещения, везде предусмотрено и автономное – светильники над диванчиками, над каждым спальным местом.

Хвостовое спальное место очень просторное, со шкафчиками-полками, автономным освещением и окнами.

Каждое окно, включая верхние люки, можно закрыть наглухо специальными жалюзи или открыть на проветривание и использовать антимоскитную сетку.

Санузел тесный, но полноценный.

Душевая кабинка рассчитана на компактных товарищей

Мини-умывальник и унитаз обыкновенный

В комплект входит набор для кемпинга – стол и стулья, а также большой выдвижной тент

Перевозка велосипедов

Семейный велопарк (велики арендованные)

О преимуществах использования велосипедов для «местных» выездов в путешествии я уже писала. При путешествии на кемпере их наличие для местных перемещений особенно актуально, т.к. автодом можно припарковать далеко не везде.

К кемперу бесплатно прилагается bicycle rack на 4 велосипеда

Честно говоря, запихивание на него тяжелых и не совсем чистых велосипедов как-то не вдохновило, а по времени заняло минут 40.

Установка велосипедов на bicycle rack

Идея же состояла в том, чтобы велики можно было достать в любой момент легко и быстро, и покататься по окрестностям в понравившемся месте. К тому же, на креплении велосипеды и кресло мокнут под дождем. В итоге bicycle rack использовали в первый и последний раз, а для великов нашли куда более практичное место – багажник.

У этой модели кемпера большой и высокий багажник

Он действительно большой – даже самый высокий велосипед помещался туда стоя вместе с детским велокреслом. Кроме велосипедов в багажнике ехал столик и раскладные стулья, всякие хозяйственные штуковины, наши рюкзаки и чемодан, и еще оставалось немало места. Вытаскивание-запихивание великов занимало не более 1-2 минут. Так что если соберетесь ехать на кемпере с велосипедами, стоит обратить внимание на размер багажника – не во всех моделях он такой высокий и просторный.

Обслуживание кемпера

Вопрос, который пугал меня больше всего 🙂 Даже заранее выучила самые устрашающие термины – toilette cassette и waste water. На деле все оказалось достаточно просто – при определенной сноровке и участии двух человек текущее обслуживание кемпера занимает не более 10-15 минут. Итак, что сюда входит:

Вода используется в душе, умывальнике в санузле, в туалете и на кухне – в общем, все как в обычной квартире. Объем бака для чистой воды – 122 л. Количество воды в баке видно на индикаторе над входной дверью.

При активном использовании, в т.ч. для принятия душа и мытья посуды, заливать воду нужно каждый день, при более экономном – реже. Сделать это можно при помощи шланга или большой лейки. Естественно, со шлангом быстрее и удобнее, но почему-то у немцев он не входит в комплект хозприбамбасов для кемпера, выдают только лейку. Нам они объяснили, что это каким-то хитрым образом регулируется законодательно, связано с экологией и давать шланг они не имеют права (?). Купить его можно в любом хозяйственном или кемпинговом магазине.

Вода есть на многих заправках в специальных автоматах (обычно стоит 1 евро) и, разумеется, в кемпингах.

Это вода после использования в душе, умывальнике в санузле, при мытье посуды. Объем бака для использованной воды – 92 л. При достаточно активном, но экономном использовании четырьмя обитателями (в т.ч. принятие душа, мытье посуды 1-2 раза в день и т.п.) сливать воду нужно каждый день. Если пользоваться душем и мыть посуду в кемпинге, можно реже. Заполненность бака показывают индикаторы над входной дверью.

Кроме специальных удобств в кемпингах, для наших целей подойдет самый обычный дождевой слив, которых полно на любых парковках, стоянках и вообще где угодно. Подъезжаем соответствующим местом к сливу, поворачиваем специальным ключом специальную штуковину и ждем несколько минут, пока бак опорожнится.

Подходим к самому страшному 🙂 На самом деле, это обычный био-туалет, куда заливается специальная химия (пахнет стиральным порошком). Объем — 15 л. Естественно, туалетную кассету нужно своевременно опорожнять и споласкивать. Никаких особо чудовищных запахов при этом нет, контакта с содержимым – тоже 🙂

Вот такой чемоданчик (даже выдвижная ручка и колесики имеются для удобства транспортировки), который устанавливается в специальный отсек

Частота очистки зависит от интенсивности использования 🙂 При активной эксплуатации четырьмя обитателями – ежедневно; если стараться по возможности пользоваться также туалетами в кемпингах, на заправках и прочими общественными – достаточно раз в несколько дней. В целом, мероприятие совсем не ужасное, а отсутствие необходимости срочно искать туалет и водить туда детей в дождь или в темноте полностью компенсирует процесс обслуживания.

В Нидерландах места для обслуживания био-туалетов есть во всех кемпингах, на некоторых больших паркингах на автобанах. В принципе, можно воспользоваться и обычным туалетом.

В Италии места для обслуживания кемперов часто встречаются на заправках на автобанах и, что самое приятное, все это бесплатно.

Слив, залив – все в одном месте и по дороге

Так выглядит «станция обслуживания» кемперов

В комплект входят два 11-килограммовых газовых баллона, которые находятся в специальном отсеке. Газ расходуется очень экономно, поэтому нормальные люди редко сталкиваются с необходимостью замены баллона во время двухнедельного путешествия – на этот срок двух баллонов хватает с головой.

Отсек с газовыми баллонами

Но как очень способные люди, которые не сразу догадались (и пропустили мимо ушей этот момент при инструктаже), что при езде стоит отключить газовое отопление и использовать автомобильный кондиционер, мы получили и такой полезный опыт 🙂

Новый баллон можно купить на газовых заправках и в кемпинговых магазинах. Единственная проблема – в разных странах разные стандарты, и далеко не все голландские баллоны можно использовать вместо немецкого, поэтому слегка развлеклись, прежде чем удалось найти нужный.

Еще один ценный совет из личного опыта: как только в кемпере закончился один баллон, и вы переключились на второй, стоит задуматься о замене первого.

Где ночевать, путешествуя на кемпере?

В любимом эко-кемпинге под Дельфтом, Нидерланды

Кроме кемпингов, где предусмотрено все для обслуживания кемпера, и есть возможность подключения к электричеству, полностью официально и законно можно ночевать на паркингах на автобанах. Главные плюсы такого варианта – бесплатность и отсутствие привязок по времени.

Паркинги на автобанах бывают очень разными – от минималистических, где имеется только туалет и мусорные баки, до целых городов-оплотов цивилизации автобана с заправкой, ресторанами, кафе, детскими площадками и т.п. Мы предпочитаем что-то среднее и немноголюдное, обязательно с деревьями и приближенностью к природе.

Кроме того, в Европе распространены стоянки для кемперов. Это не кемпинг со всякими излишествами, но все необходимое для обслуживания автодома там предусмотрено, а стоимость ночевки значительно ниже – от 0 до 10 евро. Стоит иметь ввиду, что возможность подключения к электричеству есть не на всех стоянках. Искать их удобно, скачав соответствующие POI для навигатора.

Стоянка для кемперов в Пьенце, Италия

Теоретически остановиться на ночевку можно где угодно, где нет запрещающего знака или надписи о частной собственности.

На пустом автобусном паркинге где-то в Швейцарии

Вождение кемпера

Для вождения автодома массой до 3,5 тонн достаточно обычных водительских прав категории В. Возраст водителя должен составлять не менее 21 года.

Особенно хорошо мне удается вождение по прямой

Главная засада в вождении – это, конечно, внушительные габариты кемпера. Боковые зеркала большие и удобные, а вот зеркало заднего вида позволяет обозревать только происходящее в салоне. Сзади всегда есть немаленькая мертвая зона, поэтому при любых маневрах задним ходом снаружи должен быть помощник – это даже прописано в руководстве пользователя.

Еще из специфических моментов – отличается вхождение в повороты, которое должно быть «автобусным», с запасом, иначе есть риск снести себе бок. Но в целом, ничего особо сложного, дело привычки.

Найти место для съезда несколько сложнее, чем на машине. Дороги Тосканы

Самым запоминающимся оказалось, конечно, начало. Сажусь за руль (кстати, водительское место проектировалось явно не для компактных тетенек – чтобы опустить ручник, мне нужно было наклониться и перекоситься, иначе не дотягивалась), вцепившись в него, выезжаю на автобан, минуту еду по правой полосе со скоростью 40 км/ч и тут…опа, сюрпрайз 🙂

Перед нами появляется бравый полицай на красивом мотоцикле, и включает у себя на табло надпись, из которой я поняла только стрелочку и bitte 🙂 Пришлось ехать за ним, изо всех сил стараясь случайно не задавить. Вывел он нас на ближайший съезд, остановились на стоянке какой-то заправки.

Оказался очень милый представитель закона с прекрасным английским. Объяснил, что с такой маленькой скоростью ездить по автобану нельзя, потому как опасно, а тренироваться для начала лучше в другом месте. Дал всякие ценные советы по управлению нашим транспортным средством, просветил, что спидометры у кемперов обычно врут, показывая скорость на 10 км/ч больше, чем на самом деле (так оно и есть), был вежлив, улыбался и шутил, про штрафы-деньги не заикался. Просто лапочка 🙂

Скорость передвижения на таком автодоме по автобанам меньше, чем на обычной легковушке – не более 90-100 км/ч.

Стоимость и условия бронирования

Брали кемпер здесь: http://puremotorhomesgermany.com/

Это немецкое подразделение McRent – одной из крупнейших компаний, которая занимается сдачей в аренду кемперов по всей Европе.

Для примера распишу, что входило в стоимость аренды. Мы ездили в low season, в high season цены могут быть на 15-20 евро в день больше.

  • стоимость кемпера в день (daily rate) – 92,12 евро

  • набор для кемпинга (camping set), на все время, от срока аренды не зависит – 35 евро

  • бустер для ребенка (на все время) – 11 евро

  • кухонное оборудование и крепление для велосипедов – бесплатно

  • сервисное обслуживание (разовый платеж) – 129 евро

  • страховка – 9,95 евро в день.

Бронировать желательно хотя бы за полгода, особенно на high season. Сразу оплачивается только депозит, остальная сумма снимается с карточки за 35 дней до начала срока аренды. Кроме того, при оформлении договора на карте блокируется security deposit в размере 1200 евро. Если все ОК, сразу после возврата машины блокировка снимается.

При выдаче кемпера полагается пройти подробный инструктаж, даже с просмотром обучающего видео.

Плюсы и минусы путешествия на кемпере

Плюсы:

+ никаких напрягов с вещами

Фактически все путешествие живешь в одном месте даже при самых активных ежедневных перемещениях. Не нужно много раз собирать-раскладывать многочисленный скарб, заниматься поисками утерянных очень-нужных-прямо-сейчас-убью-всех! штуковин, куда-то все это добро перетаскивать и т.д., и т.п.  Все вещи на своих удобных местах, быт оптимизирован, а время на него – минимизировано 🙂

+ дети в восторге

+ удобная организация питания

Домашний формат – всегда под рукой родной холодильник и все условия для удобной быстрой готовки. Пошел дождь или нагулялись-устали – всегда можно вернуться в кемпер и выпить горячего чаю с чем-то вкусным, в тепле и уюте. Дополнительный плюс: для Европы это еще и самый экономный вариант питания – за 2 недели мы тратим на продукты около 250 евро, не слишком себя ограничивая.

+ автономность

Остановиться можно где угодно (естественно, в разрешенных местах) – требований при выборе места намного меньше, чем с палаткой. Все свое с собой, никаких особых привязок к условиям окружающей среды.

Минусы:

— стоимость

Не слишком бюджетный вариант (мягко говоря).

— затруднения с местом для парковки в городах

Кемпер – большой и влазит далеко не везде. Варианты мест, где его можно оставить, лучше подбирать заранее. В центральные районы городов соваться не рекомендуется. Подходят стоянки крупных супермаркетов, большие общественные паркинги. Дальнейшие передвижения по городу – на велосипедах.

— управляемость и маневренность хуже, чем у легкового автомобиля

— высоким и крупным людям может быть тесновато.


Хотите поддержать блог и получить доступ к закрытым постам для подписчиков?

Подписывайтесь на Run&Travel на Патреоне! Подробнее о том, зачем это нужно и как всё устроено — здесь.


изображений Mahindra Bolero Camper

Посмотреть последние изображения Bolero Camper. Автомобиль Bolero Camper имеет 6 изображений его интерьера и экстерьера.

Цена со склада

₹ 8,93 — 9,42 лакха

EMI Запуск

₹ 16,6909% / 5 лет

    Сюда входит Лэнс Кинг, генеральный директор Stream It, компании, занимающейся разработкой программного обеспечения и искусственного интеллекта, которая сейчас занимается созданием навесного оборудования, которое может превратить Cybertrucks в всплывающий крошечный дом на колесах.

    КиберЛандр. КиберЛандр

    Кинг впервые подумал об этой идее, когда делал предварительный заказ на Cybertruck и понял, что ни один существующий дом на колесах или кемпер не будет совместим с кузовом футуристического грузовика.

    КиберЛандр. КиберЛандр

    Herbie the Photo Booth Camper: раскрыты последние обновления!

     

    Мы дразнили вас подсказками и подсказками, и вот — с Гербстером покончено, у него есть свои крупные планы, и пришло время показать этот наш милый маленький кемпер для фотобудки!

     

    Херби — кемпер Trailblazer 1970-х годов, который мы вытащили из пустынного поля в первый день Нового года полтора года назад.Следующие несколько месяцев мы потратили на то, чтобы выпотрошить весь интерьер и приступить к основной части его реконструкции. Поскольку прошлогодний свадебный сезон был в самом разгаре, и мы сосредоточились на предоставлении великолепной аренды для наших клиентов, Герберту пришлось ждать остальных своих последних штрихов. Летом мы закончили его, крепко обняли и запланировали фотосессию!

     

    Как действует Herbie? Простой! Система фотобудки работает на компьютере с сенсорным экраном, встроенном в переднюю часть кемпера.Настоящая DSLR-камера снимает ваши фотографии, поэтому вы получаете снимки отличного качества — здесь нет камеры для iPad или экрана компьютера, ребята!

    После каждого сеанса Herbie распечатывает до девяти копий ваших фотолент и даже предлагает отправить цифровую копию прямо на ваш телефон!

    Херби всегда сопровождает дежурный, который устанавливает стенд и обеспечивает бесперебойную работу. Когда празднества заканчиваются, дежурный упаковывает все это и увозит. Гладкий, как может быть!

     

    В стоимость каждого проката входит неограниченное количество фотосессий и фотосессий, забавный реквизит, который поможет вашим гостям расслабиться и мероприятие и бесплатное путешествие по Фарго/Мурхеду!

    Тарифы:

    Минимум за два часа  | 625 
     долларов США за дополнительные часы | 150 долларов США за каждые 90 059 поездок в Фарго/Мурхед  | Бесплатно

    Мы так гордимся нашим маленьким Херби! Если вы хотите пригласить его на свое мероприятие (и мы определенно думаем, что вы должны это сделать!!), свяжитесь с нами прямо сейчас!

    Свяжитесь с Меган, специалистом по работе с клиентами: [email protected] com

    ИЛИ – Отправьте контактную форму и расскажите нам немного о своем мероприятии ЗДЕСЬ

    Загляните внутрь круиза America RV Rental

    Любой, кто когда-либо видел фильмы «Верх на колесах» или «Знакомство с Миллерами», вероятно, имеет приблизительное представление о том, как выглядит дом на колесах внутри. Перейдите от вымысла к реальности с этим фототуром по интерьерам
    в наших моделях аренды RV.


    Модель грузовика Camper

    Идеально подходит для приключений в одиночку или поездок с участием до трех человек, аренда грузовика-кемпера — это компактный
    модель кемпера.

    Прикрепленная к F-150, эта модель проста в управлении и маневренна для новичков.


    Салон кажется более просторным, чем кажется, со спальным местом для трех человек и небольшими удобствами
    спрятаны в каждом углу.

    Аренда компактного дома на колесах (19 футов) Компактный дом на колесах отличается уникальным дизайном задней кухни со всеми удобствами более крупного дома. Из-за меньшей длины это самая универсальная из полных моделей, позволяющая делать такие вещи, как питание вне дома и
    . парковка подпруга.


    Эта модель с верхней кроватью и обеденной зоной, которая трансформируется в небольшую кровать, идеально подходит для групп до двух взрослых и маленького ребенка или двух взрослых и собаки.


    Стандартный жилой дом напрокат (25 футов)
    Увеличьте пространство для хранения вещей и спальное место, выбрав стандартную аренду на колесах C25. В нем удобно сидит и спит пять человек. Это популярная модель для небольших семей или группы друзей в путешествии.
     
    Все наши арендуемые модели оснащены стандартными удобствами, включая душ, туалет, холодильник, микроволновую печь, газовую плиту и кондиционер.Чем больше дом на колесах, тем просторнее становятся эти удобства.


    Аренда больших автофургонов (30 футов) Улучшите свой опыт кемпинга с помощью большой модели RV C30 для аренды от Cruise America.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.