Как делают хрустальные вазы – Как делают хрусталь

Как делают правильный хрусталь

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь — яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод — в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова — наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога — училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

— А сейчас?

— Да и сейчас есть чем похвастаться, — патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас… в магазин.

Торговая точка при ГХЗ — небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах — изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

— Эта работа не может стоить дешево, — уверяет Власова. — Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд — на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» — а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие — эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов — гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем — вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все — ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы…

Закладка — по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры… И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты — работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса — основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь — как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца — закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. — Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре — 1450 градусов, а придают форму — при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься — весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении — четкость.

На одном конце трубки — медовая капля, на другом — резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина — помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость — однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком — прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов — самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен — для красного, марганец — для фиолетового, медь — для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков — верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим — на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз — алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом… Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно — работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд — конвейер, на самом деле — индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд — любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок — подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные — с учетом новых тенденций и спроса.

— С нашими художниками не заскучаешь, — смеется Михаил. — Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник — сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником — Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана — выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и… дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой — она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

— Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, — говорит Ирина Николаевна. — Все знают, что гусевской хрусталь — это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве… Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой — образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же — выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте — заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль — хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд — для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева — мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода — это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь — это наше национальное достояние.

vedom.ru

Как делают хрусталь? Как отличить хрусталь от стекла?

Хрустальная посуда имеет ценность уже несколько веков и стоимость хрусталя не падает, напротив, теперь ручной труд стал стоить еще дороже. А вы знаете как делают хрусталь и как отличить хрусталь от стекла? Известно ли вам, что бывает цветной хрусталь и двухслойный хрусталь-венец стекольного искусства?

Не представляю себе женщину равнодушную к красивой посуде, а хрустальная посуда очень красивая и к тому же дорогая, это всегда добавляет «красоты». Хрустальные бокалы, рюмки, вазы…Посуда из хрусталя обладает особой энергетикой, теплом, к ней приятно прикасаться.

Роскошные хрустальные бокалы всегда отличный подарок, интернет-магазин посуды Posud:meister.ua предлагает высокого качества посуду из хрусталя и стекла.

Как делают хрусталь

Главная составляющая стекла-кварцевый песок, нагревая его с другими химикатами можно получить тягучую жидкость которую можно формировать или выдувать ее в определенную форму. При добавлении двуокиси свинца можно получить свинцовый хрусталь, он значительно податливее и по его поверхности можно вырезать сложный рисунок.

Как отличить стекло от хрусталя

Классический хрусталь содержит -24% окисида свинца, в некоторых изделиях этого вещества бывает до 30%.

Согласно Европейским стандартам стеклянное изделие, которое содержит оксида свинца:

  • менее 4% не является хрусталем и относится к категории «стекло»
  • более 10% относится к категории «хрустальное стекло»
  • 24% — «хрусталь»
  • более 30% -«хрусталь с высоким содержанием оксида свинца»

Известный богемский хрусталь не содержит оксида свинца, вместо него добавляют калиево-кальциевое стекло, так же бывает бариевый хрусталь.

Для чего же все эти добавки? Оксид свинца добавляет благородства готовому изделию, оно получает «голос», нежное звучание от соприкосновения, его цвет абсолютно прозрачный, на ощупь изделия из хрусталя кажутся теплыми и приятными, на солнце хрустальные изделия особенно переливаются и сверкают. Всеми этими качествами могут обладать только изделия их хрусталя.

Цветной хрусталь и двухслойный хрусталь

Менее известен цветной хрусталь, изделия из цветного хрусталя обладают всеми качествами хрусталя. Что бы дать хрусталю цвет на стадии изготовления добавляют различные окиси металлов, дающие красивые цвета -чистый синий цвет, розовый, зеленый, фиолетовый.

Наибольшую ценность имеет накладной хрусталь, его можно назвать художественным произведением стекольного искусства. Такой хрусталь имеет два слоя, один из них цветной, а другой прозрачный. Когда изделие готово, художник во время огранки снимает верхний цветной слой хрусталя и появляются прозрачные грани. Высокохудожественная огранка может быть выполнена только профессионалом самого высокого уровня, это должен быть виртуоз в своем деле. Потому изделия из двухслойного хрусталя самые дорогие в своем виде.

Читайте еще:

Муранские стекло: фото, история, как отличить от подделки

Цветочный замок Клер Баслер

Как красиво украсить новогоднюю елку.

Чем заменить пищевую пленку и как сделать пчелиную обертку для продуктов

Лайфхаки для кухни

Если вам понравилась статья, то в благодарность автору за труд, поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях! ♥

На главную страницу   Мир счастливой женщины

priroda-life.com

история, свойства, виды, обзор изделий

Всем с детства знаком хрусталь и хрустальная посуда у бабушки на полках. Но у большинства людей познания на этом заканчиваются. Так что же такое на самом деле представляет собой хрусталь?

 

Древний материал

Хрусталь — видоизменение стекла, обладающее составом, в котором содержится минимум 24 % окиси бария или свинца. Именно поэтому он создает переливы света на поверхности. А также материал получается более пластичным и лучше поддается резьбе.

Название происходит от слова «кристаллос», которое использовали греки. В переводе оно означает ‘лед’. Последнее вполне объяснимо из-за и впрямь внешнего сходства со льдом.

Горный хрусталь

Горный хрусталь

История хрусталя

Разновидность, называемая горным хрусталем, существовала еще в древние времена. Фактически это был природный минерал кварц. Сначала из него делали линзы для разжигания костров. Но чистый кварц без посторонних примесей очень красив внешне, и это нельзя было не заметить. Поэтому позже минерал стали использовать для изготовления различных предметов.

Производить изделия из кварца в России начали примерно с XIII века. Первая мануфактура была построена в городе Гусь-Хрустальный.

Один случай из истории говорит о том, что специально для Петра I мастера сделали самовар из большого куска кварца.

Но в современном виде хрусталь появился в XVII веке в Англии. Все началось с желания английского правительства сделать страну владычицей морей. Вся древесина была брошена на создание флота. Ее запрещалось использовать в других производствах. Тех, кто выпускал стекло, это тоже коснулось. Теперь древесина для них была «потеряна», и пришлось искать другие выходы.

Еще в начале века производители заметили, что использование угля делает стекло более прозрачным. И тут начались эксперименты. Путем проб и добавлений различных веществ хрусталь был получен Джорджем Равенскрофтом в 1676 году.

Но Англия так и не смогла распространить его по всему миру. Вместо нее, это сделала Франция. В этой стране появилась мануфактура «Вонеш-Баккара». Позже французы стали производить особый ценный хрусталь под названием баккара. Именно он и стал знаменит на весь мир во второй половине XIX века.

Свойства хрусталя

Хрусталь — это разновидность стекла, которая содержит не меньше 24 % оксидов некоторых веществ, преимущественно используют свинец или барий. Если процентное содержание этих элементов меньше, стекло считается уже кристаллином.

Отличительные свойства:

  • особая плотность даже при тонкой поверхности;
  • прозрачность;
  • блеск;
  • радужный эффект при светопреломлении;
  • мелодичность.

Можно легко проверить подлинность хрустального бокала. Для этого нужно намочить палец и провести по краю предмета. Подлинное изделие издает мелодичные звуки.

Люстры из хрусталя

Люстры из хрусталя

Виды хрусталя

Хрусталь разделяют по нескольким признакам. В первую очередь, по веществам, содержащимся в его составе:

  • горный — природный минерал, вообще, без примесей;
  • бариевый — в изготовлении применяются оксиды бария;
  • свинцовый — в производстве используются оксиды свинца;
  • богемский — выпускается с применением стекла из калия и кальция.

А также есть варианты разделения хрусталя по процентному содержанию в нем примесей. Именно последнее влияет на качество продукции.

Согласно ГОСТу по содержанию примесей хрусталь разделяют на такие виды:

  • 10 % примесей — хрустальное стекло;
  • 18–24 % оксида свинца — малосвинцовый хрусталь;
  • 24–30 % оксида свинца — дорогой свинцовый хрусталь;
  • более 30 % оксида металла — элитный хрусталь.

Есть еще одни вариант классификации — европейский:

  • 1–15 % оксида свинца — кристалин;
  • 16–24 % оксида свинца — хрусталь;
  • 24–30 % оксида свинца — свинцовый хрусталь.

От процентного содержания оксидов свинца зависят свойства изделия.

Отличие хрусталя от стекла

От обычного стекла хрусталь отличается по материалам и технологиям производства. Эти два фактора обеспечивают различие предметов по другим свойствам.

  1. Звук. При ударе по хрустальным изделиям образуется мелодичный звон и вибрация. Стукнув по стеклу, можно услышать лишь глухой звук и не будет никакого «дрожания».
  2. Через некоторое время на стекле появляются потемнения и порезы. С хрустальными предметами такого не происходит.
  3. Хрусталь более прочный. Его труднее разбить, чем стекло. Стекло разлетается на большие части, а хрустальный предмет — на мелкие.
  4. Из-за наличия свинца в составе хрусталь тяжелее, чем стекло.
  5. Хрусталь мягче и поэтому легче поддается обработке.
  6. Стекло быстро нагревается в руках, а хрусталь охлаждает руки.
Люстры из хрусталя

Мнение эксперта

Сидоренко Александр

Оценщик антиквариата, нумизмат

А также стекло слегка увеличивает в размерах предметы, если смотреть через него. Хрусталь не дает такого эффекта.

Отличия от хрустального стекла

Основное отличие в составе. При производстве хрустального стекла часть оксида одного элемента заменяется оксидами других веществ. В случае со свинцом это следующие: цинк, барий, кальций, магний. Часть оксида калия заменяется оксидом натрия.

Хрустальное стекло мягче, чем обычное, но тверже, чем хрусталь.

Из-за своего состава хрустальное стекло дешевле хрусталя. Это обеспечило ему бо́льшую популярность.

Ассортимент хрустальной посуды

В Средневековье хрустальная посуда была признаком достатка и роскоши. В СССР она была почти в каждом доме. Ни один праздник не мог обойтись без хрустальных чаш, вазочек, бокалов.

Ассортимент посуды очень разнообразен. Из хрусталя изготавливают всевозможные виды вазочек, салатниц, сахарниц, кувшинов, емкостей для специй.

Но самая популярная разновидность — посуда, предназначенная для напитков: бокалы, рюмки, фужеры. Вот здесь нельзя недооценить разнообразия. Такую посуду до сих пор используют в дорогих ресторанах, и даже находятся люди, которые говорят, что из хрустальных емкостей напитки вкуснее.

В настоящее время популярна цветная . Цвета получают путем применения различных добавок. Для получения зеленого — добавляют окись меди, чтобы был фиолетовый, — окись марганца, розового добиваются использованием кремния.

Ваза из хрусталя

Ваза из хрусталя

Производство хрустальной посуды

Существует следующие четыре вида изготовления:

  • путем выдувки;
  • при помощи пресса;
  • прессовыдувка;
  • литье при воздействии центробежных сил.

Самый популярный способ — выдувание. Изготовление предметов таким методом обеспечивает большую прочность, потому что сразу производится цельное изделие. Выдувание, в свою очередь, разделяется на несколько видов:

  • ручное;
  • свободной формы;
  • механизированное;
  • вакуумное.

Хрустальная посуда, изготовленная путем ручного выдувания, — самая ценная и дорогая. В результате свободного выдувания всегда получаются предметы с уникальной формой.

Хрусталю обязательно требуется дополнительная обработка. Посуда подвергается алмазной огранке и полировке кислотами.

Есть четыре метода обработки хрустальной посуды:

  • резьба;
  • гранение;
  • шлифование;
  • гравирование.

В последнее время придумали особые способы украшения посуды. Самый популярный — декорирование золотом. Мастера покрывают предметы драгметаллом сверху или вплавляют его внутрь. А некоторые вручную расписывают покрытие.

Другими способами украшения можно изменить блеск посуды: сделать ее более сияющей или матовой.

Уход за хрусталем

Хрустальная посуда может прослужить не одно десятилетие. Но для этого требуется тщательный уход. Есть несколько рекомендаций для поддержания красоты и качества.

  1. Мыть изделия нужно только в прохладной воде, но ни в коем случае не в горячей.
  2. Нельзя мыть изделия в горячей и холодной воде поочередно.
  3. Если нужно наполнить хрустальные изделия чем-нибудь горячим, сначала нужно поставить их на подставку, желательно деревянную. Иначе могут образоваться трещины.
  4. Нельзя хранить предметы, вкладывая их один в другой.
  5. При мытье посуды нужно отказаться от порошковых средств, например, от соды. Такие средства могут вызвать повреждения. Если посуду трудно отмыть, лучше сначала замочить ее.
  6. Нельзя использовать хрустальную посуду при разогреве еды в микроволновке или приготовлении блюд в духовке.
  7. Мыть хрустальную посуду нужно только руками. О посудомоечной машине в этом случае придется забыть.
  8. Чтобы избежать потускнения, нужно примерно раз в месяц протирать изделия уксусом, разведенным синькой или спиртом. А лучше делать это чаще.
  9. Нельзя вытирать хрустальные предметы жесткими тряпками.
  10. Потускневшую хрустальную посуду можно замочить в воде из-под вареной картошки или потереть половиной картофелины. Это вернет посуде сияние.

Некоторые считают, что хрусталь — это пережиток. Но вряд ли можно так думать, зная его удивительные свойства. В дорогих отелях, ресторанах и других заведениях хрусталь до сих пор является признаком богатства, достатка и хорошего вкуса.

dedantikvar.com

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь.

Хрусталь

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 1

свинца, в результате чего стекло приобрело необычный «голос», прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь

содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 33% (Waterford). Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его «вокальные» способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к

“стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% — это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Что такое цветной хрусталь?

Далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Разные производители путем подбора соотношения добавок добивались неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII — XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 2

В исторической достопримечательности Праги — Богемской области – хрустального стекольного завода Хрусталь Богемии в пригороде Светла-над-Сазавой «Йозефодол», основанного еще в 1861 году, который получил свое название по имени прежних владельцев Цезарей. На примере этой мануфакуры вы узнаете что такое двухслойный цветной хрусталь.

Во время европейского кризиса 2008 года многие богемские хрустальные заводы закрылись. Скорее всего, подобная участь ожидала и этот завод – если бы не инженерная мысль его нынешнего владельца, председателя совета директоров Душана Хатрны.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 3

Хрусталь стали делать в нескольких небольших газоэлектрических печах, поглощающих гораздо меньше топлива. А до кризиса завод имел огромную старую печь, в которой одновременно «плескалось» до 15 тонн хрустальной массы. Душан придумал новую энергетическую схему: вначале газ около 20 минут нагнетает температуру в печи до 1000 градусов по Цельсию, потом включается электрогенератор, поддерживающий эту температуру. Так удается прилично сэкономить энергетические затраты на бесперебойное изготовление высококачественной шихты – смеси кварцевого песка и химических элементов, которые переплавляются в жидкую стекольную массу.

Печи – практически единственное, что можно усовершенствовать на производстве, а вот нужную форму стеклу, как и века назад, придают только вручную. И тем более нельзя автоматизировать производство цветного накладного хрусталя, которым завод славится уже 150 лет.

Как производится цветной хрусталь?

Если к основе примешать различные металлические «присадки», то хрусталь получается цветным. Например, оксид кобальта дает глубокий синий цвет, для получения красного необходимы соединения золота или кадмий, кремний дает розовый цвет, медь — делает его зеленым, а фиолетовый делают с помощью окислов марганца.

Добавление 24% оксидов свинца собственно и превращают обычное стекло в хрусталь, причем высококачественный.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 4

Белый и цветной хрусталь готовят в разных печах, поэтому в этой технике всегда задействовано несколько мастеров.

Производство хрусталя — это тяжелый и трудоемкий процесс.

Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и ночью материал закидывается в печь. К утру всё превращается в однородную огненно-оранжевую субстанцию.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 5

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.

Около шести утра к работе подключаются стеклодувы, они наматывают раскаленное стекло на тонкие полутораметровые трубки, и начинается представление. Представление, конечно, для нас, зрителей, а для стеклодувов это крайне тяжелый физический труд. При взгляде на стеклодува за работой тебя охватывает страх – не лопнут ли у него щеки?

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 6

Выдувальщики вооружены специальными трубками, процесс происходит точно так же, как и сотн лет назад.

После этого разогретый шар прозрачного хрусталя погружают в расплавленную смесь цветного, сложный процесс соединения двух слоев происходит при температуре 800 градусов. Затем хрустальный ком немного охлаждают и сбивают с него часть верхнего слоя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 7

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 8 Вот тогда-то и возникает много разноцветных отходов. Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 9

Производство двухслойного хрусталя процесс не только очень сложный, но и весьма затратный, так как повторно использовать и плавить цветную массу уже нельзя. В университете города Усти-над-Лабем уже размышляют о повторной переплавке отходов цветного хрусталя для изготовления мелких сувениров – фигурок птиц, рыбок, собак, кошек и прочих зверушек.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 10

В отличи от цветных отходов прозрачную массу можно перерабтывать повторно.

На этом фото показано, как цветной хрусталь плотно облегает прозрачный

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 11

Двухслойную массу вновь на минуту погружают в печь и придают нужный вид в деревянной буковой форме. Так стеклодув выдувает заготовки ваз, бокалов, тарелок и т.д.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 12

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 13

Заготовку обрезают, несколько минут дают подостыть и отправляют в «холодильник», где поддерживается температура 450 градусов. Хрустальная болванка должна остывать постепенно, иначе она расколется. Чтобы процесс был непрерывным, на заводе задействуют пять холодильных камер.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 14

Остывшие «полуфабрикаты» отдают шлифовщикам. Края у такого предмета очень острые, поэтому шлифовщик тщательно заглаживает их сверху и снизу на шлифовальном круге, покрытом карбокорундом.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 15

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. «алмазная грань».

Специальным химическим составом на ней размечают тонкую геометрическую сетку, по контуру которой резчики наносят узор. Но обычно они режут декор по памяти, ведь чешские мастера по праву считаются лучшими в мире.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 16

Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими.

В цехе резчиков вначале на заготовку наносятся крупные детали рисунка, затем помельче, и после первой химической полировки дорезают самые мелкие штрихи. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути при обработке необходимо все время подавать воду на абразивные пути, и смачивать будущую вазу или бокал водой.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 17

После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка — это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 18

После нанесения декора все изделия помещают в смесь кислот, которая окончательно сглаживает острые углы и придает продукции характерный хрустальный блеск. Химическая полировка «смывает» с изделия около трети миллиметра толщины внутри и снаружи. И если мастер прорезал болванку слишком глубоко, ваза или бокал начнут протекать. Поэтому каждое изделие проверяют специальной щеткой: если на поверхности образовалась мельчайшая дырочка или трещинка, щетинка застрянет в этом месте – так выявляется брак. Вот так выглядит безнадежно испорченный графин.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 19

Впрочем, брака бывает не более трех процентов от всего объема производства. Резчики ошибаются крайне редко, чуть больше брака возможно у стеклодувов. Обычно «виноваты» печи: когда они начинают вырабатывать свой ресурс, в расплавленную массу попадают частички камней и прочего мусора.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 20

При полировке с использованием кислот достигается хорошая «прозрачность» равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, «замыливается» общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

По словам Романы Хатрны, также владелицы завода, местные стеклодувы «работают сердцем», иначе они не справились бы с таким тяжелым ежедневным трудом. Работа с хрусталем должна по-настоящему нравиться. Обычно будущие мастера приходят на завод подростками и остаются здесь на всю жизнь.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 21

Станислав Махек «заболел» хрусталем еще в молодости, 40 лет назад начинал на заводе резчиком, а теперь он – директор производства и автор многих прекрасных декоров, которые пользуются большой популярностью.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 22

Хрусталь ручной работы как произведение искусства

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 23Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 24

Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 25

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя — цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня — работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор — прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета — уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь — одна из вершин стекольного искусства.

Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь — это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин — все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.

Стоимость одного бокала от немецкого производителя.

Бокалы и вазы из цветного хрусталя. Богемский и немецкий двухслойный хрусталь., фото № 26

Сегодня уже не производят такого многообразия узоров и форм, как прежде, и компании существенно сократили линии продукции из цветного хрусталя, но изделия из них по прежнему высоко ценятся. А те, что пережил десятилетия — давно перешли в разряд коллекционных редкостей.

Винтажный цветной хрусталь вы можете купить и заказать в магазинчике Арт Весна

www.livemaster.ru

Все о хрустале | История

Интернет магазин хрусталя: производство хрусталя

Само слово «хрусталь» имеет греческие корни. Словом \»кристалл\» греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя — так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь — это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь — хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный «голос», прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета — добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой — неглубокий матовый рисунок, огранкой — широкая полированная грань, резьбой — глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \»алмазная грань\»), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют, и если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

См. также:

gus-hrustal.ru

Как делают искусственный хрусталь? | Веб-Знайка

Производство рукотворного хрусталя

 

Во времена Древнего Рима считалось что хрусталь – это изменившие свои свойства вода. 

Сегодня простое стекло заменило хрусталь. Крупные Российские предприятия, не выдержав наплыва дешевого товара, закрывают свои производства. Многие пытаются под видом хрусталя продавать стеклянные вещи, это такой маркетинговый ход, рассчитанный на не очень знающего потребителя.

 

Как делают искусственный хрусталь?

 

Подарки как символ эпохи, огромные картины, скульптуры, ковры ручной работы и конечно изделия из хрусталя, такими подношениями баловали  придворные чиновники своих кумиров, и все с царским размахом. Хрусталем одаривали «высокопоставленных» и в царское время, в советский период, дарят хрусталь и сейчас.

 

Варка хрусталя

 

Печь - процесс варки хрусталя

 

Хрусталь тоже стекло, но в него обязательно добавляют окись свинца, который придает материалу совершенно новые свойства, это прозрачность и мелодичный звон. Помимо свинца в состав хрусталя входят и другие компоненты, например, сурьма, мышьяк. Все засыпается в огромную, с трех этажный дом, печь, в ней варится около ста тонн хрусталя. 

 

Опасен или нет свинцовый компонент хрусталя?

 

Специалисты по поводу свинца поясняют так: 

Когда производится варка хрустальной массы, свинец оказывается уже в химической связи с другими компонентами стекла и более выделиться  уже никуда не может. 

 

Поэтому хрустальная посуда совершенно не опасна.

 

Стеклодувы и конвейер

 

Стеклодувы и конвейер производства хрусталя

 

Далее за дело берутся стеклодувы. У мастеров стеклодувов все просто и слажено, мягкий стеклянный шар опускают в нужную форму из жаропрочной стали. Более сложные вещи выдувают, без каких либо заготовок. В соседнем цехе работает конвейер, ножницы автоматически отрезают кусочек расплава, который выплевывается на вращающуюся форму, порисуется, снимается и изделие готово. На конвейерах делаются чайные стаканы, стопки, небольшие рюмочки и т.д. Редкой вещью из хрусталя считается, конечно же, только изделие ручной работы.

 

Конвейер штамповки хрусталя

 

 

Отжиг 

 

Конвейер отжига хрусталя

 

Важным этапом производства хрусталя является, так называемый «отжиг» изделия – это процесс при котором температура разогретого хрусталя в течении четырех часов медленно опускается до комнатной. Если остудить стекло резко, то внешние слои отдадут тепло быстрее внутренних и фужер просто разорвет.

 

Гранение

 

 

Гранение хрусталя

 

Следующий этап – гранение. На этом этапе вазы, фужеры, подносы гранят – наносят клинообразные канавки. Чем глубже и острее края, тем больше преломляются и отражаются лучи света и хрусталь начинает сверкать всеми цветами радуги.

 

Химическая шлифовка

 

Химическая шлифовка хрусталя

 

Дальше происходит химическая шлифовка хрусталя, в том числе и серная. Воздух в этом цехе пропитан едкими испарениями, через несколько минут начинает першить в горле. После нанесения огранки алмазная грань становится матовой, чтобы сделать ее прозрачной изделия укладываются в специальные кассеты, подвешиваются на специальной установке и поочередно окунаются, то в кислоту, то в воду. Постепенно верхний слой разъедается, и поверхность становится идеально гладкой, отполированной.

 

Конец 70-х в советской семье хрусталь считается признаком достатка. Предприятия наращивают темпы и объемы производства, посуда из этого материала становится массовой и как следствие качество хрусталя снижается. А сегодня в моде обычное стекло, а хрусталь если и останется эталоном изысканного вкуса, то только для любителей роскошной и дорогой посуды.

 

Хрустальный иконостас в храме "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА"

Единственный в мире Хрустальный иконостас в храме «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» его вес составляет более восьми тонн»

webznayka.ru

Технология производства хрусталя — Фабрика рекламной посуды

3 мая 2012 Консультация

Хрусталь подразделяют на:

Горный. Добываемый из природных источников ресурс и являющийся по сути природным кварцем с высокими ценными характеристиками

Богемский. Калиево-кальциевый состав которого не содержит свинца и бария
Свинцовый. Состав смеси для производства содержит высокий процент свинца для обеспечения плотности и хороших оптических свойств.

Бариевый. Вместо свинца при производстве такого хрусталя используется барий

Кроме вышеперечисленных соединений при производстве хрустального стекла и изделий из него: посуды, ваз, пепельниц или сувениров в сплав добавляют соединения мышьяка и сурьмы, борную кислоту. Хрусталь бывает как прозрачным, так и цветным.

Для получения желаемого оттенка используют:

  • Окись меди – зеленое хрустальное стекло
  • Окись марганца – фиолетовое хрустальное стекло
  • Кремний – розовое хрустальное стекло
  • Кобальт – синее хрустальное стекло
  • Кадмий – красное хрустальное стекло

Для изготовления изделий из хрусталя используют полуфабрикаты – шихты. Это смесь поташа, кварцевого песка и оксида свинца. Шихту необходимого объема расплавляют в специальной печи при температуре 1,5 тысячи градусов. После утверждения технологического процесса и состава стеклосмеси задание идет на выполнение заводской смене.

В цехах по производству хрустальных изделий работают:

Выдувальщик. При помощи специальной трубки с резиновой полой грушей на конце он выдувает хрустальную массу в стандартные формы.

Наборщик. Он использует наборную трубку как резервуар для передачи хрустальной стекломассы под пресс для дальнейшей формовки и остывания.

Прессовальщик. Этот мастер управляет работой пресс-форм, оборудования для производства изделий из хрусталя несложных форм и достаточно больших размеров.

Обвальщик. Отправляет сформованные изделия в печь на длительный отжиг: в течении полутора часов достигнутая максимальная температура воздуха в печи 700 градусов плавно понижается до 50-40.

Контролер качества. Следит за работой в течение всего времени и принимает на оценку готовые изделия из хрусталя.
После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Он предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 – 50 градусов.

Готовые изделия подвергаются обработке:

  • обрезанию верхней части хрустального сувенира или посуды, произведенной выдувным способом
  • шлифовке края изделия в целях безопасности и для достижения надлежащего внешнего вида
  • алмазной гравировке: нанесению на хрусталь матового рисунка или сияющих граней специальным диском с алмазным или корундовым напылением
  • чательной шлифовке украшеннооконго изделия для удаления хрустальной пыли и получения яркого радужного блеска

Перед упаковкой хрустальной посуды или сувениров весь произведенный товар проверяется. Согласно установленному стандарту, выбирают посуду без брака при отливке или отделке: помутнений, сколов, трещин, инородных примесей и вкраплений, воздушных пузырьков. По результатам проверки всех показателе хрусталю присваивается соответствующий сорт.

Многие покупатели часто сомневаются, из чего произведен тот или иной товар: хрусталя или же хрустального стекла. В этом случае достаточно посмотреть в сертификационных документах содержание оксида свинца. В высококачественный хрусталь его добавляют до 30%, в хрустальное стекло – около 10%. Изделия из хрустального стекла более легкие и прочные, чем из хрусталя и требуют меньшего ухода за посудой при весьма доступной стоимости.

stakany.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *